Короткометражки в Казани
Кинотеатр "Мир" впервые показал в Казани 13 фильмов Moves, проходящего в рамках Манчестерского фестиваля короткометражного кино. Commonwealth Film Festival стал еще одним исключительно киноманским событием в жизни города.
Но даже те немногочисленные зрители, которые регулярно приходят в кинотеатр для того, чтобы познакомиться с очередным неизвестным им явлением, на этот раз оказались в недоумении.
Аплодисменты, столь частое эмоциональное проявление на том же FutureShorts или London International Animation Festival, здесь практически не звучали. Киноманы планомерно дезертировали под покровом темноты кинозала.
Причин тому можно найти огромное количество. Но главной видится только одна — зритель оказался не подготовлен к экспериментальным режиссерским работам о движении в кадре.
За последние несколько лет жизнь казанского зрителя значительно обогатилась разного рода фестивалями. Усилиями, главным образом, галереи "Аврора 1991", кинотеатра "Мир" и "Альянс Франсез — Казань" в городе появились FutureShorts, Лондонский фестиваль анимации, Манхэттенский фестиваль короткометражного кино, фестивали японских короткометражных, французских документальных, французских полнометражных и самых разных других фильмов.
"Другими" они оказываются тогда, когда среди них, бесконечно удивляясь, находишь все новые, умные, необычные, редкие. Когда выходишь из кинотеатра с вполне определенным настроением и впечатлением, видишь немного иначе и цветов, кажется, различаешь больше, даже если фильмы были черно-белыми.
"Moves" же не оставил общего впечатления. Представленные короткометражки друг с другом не вязались и даже в калейдоскопическую мозаику актуального видеоискусства отчаянно отказывались складываться. Там скорее можно было найти просто "необычное", не дополненное ни "умным", ни "редким".
Действие, наполненное смыслом, наблюдалось разве что в трех короткометражках из тринадцати. Самой заметной из них стало "Чаепитие" — стильное кино в стиле ретро, с трогательным "блером" и размытостью кадров, с каплями дождя на чашках, руках и лицах и молниеносной, в прямом смысле, официанткой.
Остальное — "необычное", граничащее с трэшем — вроде мультипликационной "Курадзимы" или условное — "искусство для искусства" — вроде "Личных пространств" в лучшем случае оставляло в полном недоумении. В худшем — вызывало нервический смех.
И этот смех являлся главным доказательством той самой зрительской неподготовленности. Просто Казань — совсем не Лондон. И даже не Манчестер. Вес Андерсон не представляет у нас "Поезд на Дарджилинг", а зрители только учатся ходить на фестивали.
Но скоро, будем надеяться, и мы сможем с одного взгляда понимать и чувствовать актуальность и смысл любого фестиваля, хотя бы и манчестерского "Moves". Главной идеей которого, думается, и было непрерывное движение, без него невозможна жизнь.