Полнометражная жизнь
Вчера на 101-м году жизни умер старейший режиссер Франции, обладатель гран-при первого Каннского фестиваля, офицер Почетного легиона Жан Деланнуа. В 1950-х он был "лицом Франции" на главных кинофестивалях, а для режиссеров "новой волны" — символом мертвенного "папиного кино".
19-летнего Деланнуа привела в кино его сестра Анриетт, звезда немых фильмов. Сыграв несколько ролей и здраво поразмыслив, он решил найти работу практичнее: был клерком в банке, журналистом, декоратором. Но "первая любовь" оказалась сильнее. Поработав монтажером, он дебютировал безликой музыкальной комедией "Париж-Довиль" (Paris-Deauville, 1935).
Немецкая оккупация и эмиграция ведущих режиссеров дали шанс его поколению. В 1942 году прогремел его "Понкарраль, полковник Империи" (Pontcarral, colonel d`Empire), мелодрама о несгибаемом бонапартисте, бретере и мятежнике: зрители поняли ее как гимн Сопротивлению. Через год пробил звездный час Деланнуа, загадочный и почти что роковой. Невозможно логически объяснить дуэт Деланнуа и Жана Кокто, честного ремесленника и сюрреалиста-визионера. Но именно Деланнуа перенес на экран осовремененную Кокто легенду о Тристане и Изольде, сыгранных Жаном Марэ и Мадлен Солонь. "Вечное возвращение" (L`eternel retour, 1943) — шедевр холодной, скульптурной эстетики, навлекший подозрения в проповеди арийской красоты.
Деланнуа поверил в то, что он художник, философ, проповедник. Его хиты 1950-х напыщенны и мелодраматичны. Но первый Каннский фестиваль наградил "Пасторальную симфонию" (La symphonie pastorale, 1946), экранизацию романа Андре Жида о слепой девочке, подобранной кюре в снегу и ставшей роковой красавицей. Берлин и Венеция приветствовали "Бог нуждается в людях" (Dieu a besoin des hommes, 1950), душещипательную историю рыбака, ставшего "народным кюре" на диком острове.
Мания режиссерского величия прошла быстро. Деланнуа вернулся к органичному для него жанровому кино. Экранизировал "Собор Парижской Богоматери" (Notre-Dame de Paris, 1957) с Джиной Лоллобриджидой и "Принцессу Клевскую" (La princesse de Cleves, 1960) с Мариной Влади. Дважды снимал Жана Габена в роли комиссара Мегрэ. Создал один из последних образцов французского нуара "Солнце бродяг" (Le soleil des voyous, 1966), обожаемый советскими зрителями под названием "Вы не все сказали, Ферран". И только в конце жизни вернулся к религиозной тематике.
Впрочем, кино было его первой, но не единственной любовью. Охотник, шахматист, теннисист, библиофил и пловец, возможно, и прожил так долго, потому что был человеком многих страстей.