Иранская киноиндустрия страдает от цензуры
Последние фильмы самых титулованных иранских режиссеров Аббаса Киаростами ("Золотая Пальмовая ветвь" за картину "Вкус вишни") и Джафара Панахи ("Золотой лев" Венецианского кинофестиваля за "Круг") не были допущены в прокат министерством культуры страны.
А захватывающая социальная драма о наркотической зависимости, снятая Дариушем Мержуи, чей фильм "Корова" ("Gaav"), выпущенный в 1969 году, считается лучшим иранским фильмом, все еще не вышла на экраны, несмотря на то, что прошел уже год после окончания съемок.
"Думаю, нельзя найти рациональное или логическое объяснение цензуры в нашем кино", — заявляет режиссер Беруз Афками, один из ведущих иранских режиссеров, в интервью газете Etemad.
Тем не менее, в кинотеатрах вовсю демонстрируются менее "проблемные" иранские картины. Хитом проката, к примеру, стал фильм "Вторая жена" ("Second Wife"), повествующий о том, как к мужчине из-за границы приехала его первая жена и заставила бросить новую супругу. Эта лента затронула почти все моменты, благожелательно принимаемые цензорами: пиетет перед религией, сцены молитвы, а главный герой так и вовсе является морально устойчивым ветераном иранско-иракской войны 1980-1988.
Однако отсутствие на экранах революционных, нарушающих табу картин вызывает беспокойство в кинематографическом мире.
Так, последний фильм Киаростами "Certified Copy" был снят в Италии, а в главной роли сыграла Жюльетт Бинош, причем режиссер впервые использовал актеров неиранского происхождения.
"Нас очень беспокоит отсутствие общественного внимания к культурно развивающим фильмам, которые считаются национальным достоянием", — говорится в открытом письме, подписанном почти пятидесятью иранскими режиссерами и опубликованном совсем недавно.
Министр культуры Ирана Мохаммед Хусейн Сафар Харранди заявил, что в последнее время кинорынок наводнили однотипные — "парень встретил девушку" — фильмы, далекие от того, чтобы воспитывать культ семейных ценностей в подрастающем поколении. "Часть подобных картин негативно изображала семейную жизнь, поэтому их нужно было изъять из проката".
Запрещенный фильм Дариуша Мержуи "Сантури" ("Santouri") рассказывает о музыканте, владеющем иранским народным струнным инструментом сантур. Его пристрастие к героину разрушило его брак и отправило героя в психитарическую лечебницу. "Сантури" стала красной тряпкой для критиков: в картине были нарушены практически все возможные в иранском обществе табу.
Сам режиссер сообщил в интервью изданию Etemad, что "Сантури" стала жертвой вкусовщины цензоров. С тех пор, как картину запретили, я сижу дома и маюсь бездельем в ожидании того, что атмосфера станет более благоприятной".
Напомним, что кинопроизводство в Иране считается одной из самых почетных профессий. Первый разговорный фильм "The Lor Girl" был снят в 1932 году, а такие картины, как уже упоминавшаяся "Корова" Мержуи и "Kaiser" Масуда Кимиайе, привлекли к иранскому кинематографу внимание всего мира.
Киноиндустрия расцвела после окончания революции, когда лидер страны аятолла Хомейни благословил кинематограф, а режиссеры изобрели уникальный киножанр, вдохновившись "священной войной" с Ираком.
Тем не менее, иранцы с надеждой смотрят в будущее. "Мы ждем, когда наступит золотой век иранского кино", — заявил директор Музея кино Мохаммед Хассан Пезешк.
По материалам агентства AFP