Представленному верить

В парижском кинотеатре La Filmotheque начались Дни украинского кино, которые проводит Украинский кинофонд при поддержке компании Nemiroff. В программе — 16 картин разных лет, после просмотра которых у простого французского зрителя должно сложится некоторое представление об украинском кино.

Дни украинского кино открылись прошлогодней премьерой "Два в одном" Киры Муратовой — самого свободно конвертируемого режиссера из числа тех, кем гордится украинская кинематография. Правда, выяснилось, что прошлой осенью эта картина уже демонстрировалась в Париже, но в рамках Дней российского кино. Госпожа Муратова, присутствовавшая на показе фильма, на вопрос о своей творческой национальности ответила: "Я живу и снимаю в Одессе, а Одесса — это в Украине".

Программа киносмотра поделена на две части: классическую и современную, а украшает ее подборка короткометражек с хорошим фестивальным прошлым. В обеих частях полнометражной программы представлены работы Киры Муратовой, Романа Балаяна и Юрия Ильенко. Из них украинскому зрителю практически неизвестен только дебют Юрия Ильенко "Родник для жаждущих", который покажут в рамках вечера киевской школы поэтического кино (сюда же отнесены и "Тени забытых предков" Сергея Параджанова): до конца 1980-х фильм пролежал на полке, куда попал за чрезмерную философичность сразу после премьеры в 1965 году. Последние работы мэтров — "Два в одном" Муратовой, "Ночь светла" Балаяна и "Молитва за гетмана Мазепу" Ильенко — успели побывать в национальном прокате. Впрочем, для Киры Муратовой и Романа Балаяна представленные картины уже неактуальны: первая заканчивает съемочный процесс рождественской истории "Мелодия для шарманки", а премьера балаяновской картины "Райские птицы" состоится через две недели в рамках основного конкурса Международного московского кинофестиваля.

Для представления нового украинского кино было отобрано три прошлогодних дебюта — тягучая трагикомедия "У реки" Евы Нейман, красивая и невнятная "orANGELove" Алана Бадоева и нашумевшая эротическая мелодрама "Сафо" Роберта Кромби. Последняя проходит в программе киносмотра под грифом "Самый коммерчески успешный украинский фильм": по сообщениям создателей фильма, картина заработала в прокате более $1 млн и вызвала интерес европейских прокатчиков на каннском кинорынке.

Тот факт, что организаторам было из чего отбирать, внушает сочувствующим робкие надежды, которые подпитывает бодрая статистика. В этом году запланирован выход как минимум 12 полнометражных фильмов (последний раз такие результаты отечественная кинопромышленность демонстрировала в начале 1990-х), а бюджет Госкино составит совсем уж астрономические $50 млн. В тоже время к промоутированию украинского кинопродукта неожиданно подключился Nemiroff, который отвлекся от бокса и выделил на представительские расходы кинематографистов около $1 млн на год. Украинские проекты уже были представлены на кинорынках фестивалей в Берлине и Канне, на подходе — Москва, Карловы Вары и Варшава.

По сути, парижские Soirees du Cinema Ukrainien — едва ли не первая подобная акция (до сих пор украинское кино эпизодически появлялось разве что в Польше). Особого ажиотажа вокруг кинособытия не наблюдалось, но небольшой зал парижского кинотеатра La Filmotheque, расположенного в студенческом Латинском квартале, первые два вечера не пустовал. Посетители в большинстве своем были представителями украинской диаспоры, хотя встречались и французские любители экзотики, которые не пожалели на билет семи евро.

По словам президента Украинского кинофонда Андрея Халпахчи, после Дней украинского кино простой французский зритель "должен получить некоторое представление об украинском кинематографе". Отсутствие каких-либо знаний о нашем кино господин Халпахчи проиллюстрировал грустным анекдотом из жизни: на предложение включить "Тени забытых предков" в традиционную каннскую программу Cinema Classique отборочный комитет ответил письмом со словами "Господин Параджанов, ваш фильм принят к рассмотрению".



Сайт управляется системой uCoz