Ситора Алиева в эфире радио "Культура"
Тема: фильмы "Кинотавра-2008" (7-15 июня)
Ситора АЛИЕВА — программный директор Фестиваля "Кинотавр". Родилась в Душанбе. В 7 лет дебютировала в кино как актриса. За 9 лет сыграла несколько ролей в художественных и телевизионных фильмах. В 1987 году окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Е.Д. Суркова и Л.Х. Маматовой). 1987-1988 — эксперт Фонда культуры. 1987 -1991 — старший киноредактор студии "Таджикфильм". С 1991 года постоянно живет и работает в Москве. 1991-1993 — киноредактор Фонда поддержки кино. 1994-1996 — референт главного редактора журнала "Искусство кино" Д. Дондурея; старший координатор кинопрограмм Международного кинофестиваля в Сочи, проводимого Группой компаний "Кинотавр". 1999-2005 — директор и член отборочной комиссии МКФ в Сочи, МКФ "Лики любви", Детского международного фестиваля искусств "Кинотаврик", 2002-2005 — исполнительный директор Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр". С 2005 года — директор программ ОРКФ "Кинотавр".
Ситора АЛИЕВА: К сожалению, из года в год ситуация такова, что мы не справляемся ни с программой, ни с событиями культурной жизни, поэтому получается, что нужно от чего-то отказываться. Мы, к сожалению, отказались от документального кино. Раньше мы показывали ключевые какие-то картины, причем без всякого конкурса, и это было здорово. Но все-таки в стране есть замечательный фестиваль документального кино, и я думаю, что в данном случае мы никого не обделяем. Но мне хочется подчеркнуть, что мы не меняем курс на показ современного актуального российского кино и стараемся как-то поддержать реально разные типы фильмов и разные кинонаправления. Мы не узкоспециализированный фестиваль, и это очень важно.
Нам пришлось отказаться от короткометражек документальных и даже мультипликационных. И мы сосредоточились только на игровом кино, потому что время и практика показали, что продюсеры приходят в зал искать режиссеров игрового кино в первую очередь.
Продолжается бум в отношении основного конкурса. Нельзя сказать, что он увеличился в два раза, но 130 работ с июля месяца я посмотрела одна. В этом году у нас к счастью несколько расширена отборочная комиссия, и мы работали сообща — отсматривали с декабря исключительно самые новые, самые премьерные фильмы. Все спрашивают были ли картины, которые очень бы хотелось привезти на "Кинотавр", но не получилось? Да, мне очень хотелось привезти "Исчезнувшую империю" Карена Шахназарова. Но, увы, прокат уже был запланирован, и перенести какие-то даты было бы очень сложно.
В прошлому году два режиссера даже отказались от проката своих картин ради того, чтобы впервые показать их на "Кинотавре" — ведь это смотр премьер. И в этом году ситуация повторяется. К сожалению, сегодня показывать фильмы, которые уже имеют прокат и прессу, а пресса — это уже давление на жюри, это мешает картине.