Место под солнцем
Битва на подступах к конкурсу главного российского форума в нынешнем году развернулась нешуточная. Чтобы отражать натиск продюсеров и режиссеров, пришлось увеличить отборочную комиссию. Из 130 заявок отобрано 15 работ. В последний момент по техническим причинам с дистанции сошла картина Ивана Соловова "Старшая жена", привлекшая отборщиков прежде всего звездным составом.
Среди "избранных" режиссеров, занявших место под солнцем (солнце, плавающее в море — символ "Кинотавра"), — Кирилл Серебренников. Его предыдущая работа "Изображая жертву" была удостоена главного приза фестиваля. В нынешнем смотре "Юрьев день" — метафизическая история, сочиненная Юрием Арабовым. "Шультес" Бакура Бакурадзе, представленный в каннском "Двухнедельнике режиссеров", теперь соперничает с российскими картинами. Сразу три фильма компании "СТВ" покажут на "Кинотавре". Кроме "Шультеса", "Баксы" уже известного режиссера Гуки Омаровой и "Нирвана" Игоря Волошина (представленная на Берлинском форуме).
Оксана Бычкова, создатель молодежного хита "Питер ФМ", сняла очередную романтическую комедию "Плюс один". Актриса Театра Петра Фоменко Мадлен Джабраилова играет в дуэте с английским театральным актером Джетро Скиннером. История конфликта "сетевых" и реальных отношений в фильме "Скажи Лео" Леонида Рыбакова. "Кинотавр" молодеет, в конкурсе шесть дебютов.
Среди первых картин — режиссерский дебют опытного оператора Сергея Мокрицкого. Его фильм называется "Четыре возраста любви". Четыре времени года — новеллы, связанные общей темой, общим настроением. Разные возрасты любви играют: Лия Ахеджакова и Игорь Ясулович, Елена Морозова и Алексей Серебряков, Роман Шмаков и Наталья Суркова.
Алексей Учитель представляет фильм по повести Владимира Маканина "Пленный" — драму чеченской войны.
"Кинотавр" подтверждает имидж самого делового российского кинофорума. Планируются круглые столы на злободневные темы: "Актуальное кино — не снимать!" и "Прокат для блокбастеров": есть ли альтернативы?". Не меньший интерес вызывает дискуссия "Из России с любовью" — зарубежные критики нелицеприятно оценивают и анализируют новое российское кино.
Основной тенденцией в развитии "Кинотавра" становится преемственность. За четыре последних года кинофестиваль в Сочи "воспитал" собственные режиссерские кадры. Здесь "подращивают" проекты. Заявленные в прошлом году сценарии "Розыгрыш" и "Четыре возраста любви" в нынешнем — уже участники кинофестиваля. Победители конкурса короткометражек Андрей Хржановский, Бакур Бакурадзе, Лера Гай-Германика, Леонид Рыбаков после "Кинотавра" отправляются в международное фестивальное турне.
Вектор развития фестиваля совпадает с движением мирового кинопроцесса. Точнее сказать, с приходом команды Роднянского-Толстунова "Кинотавр" перекроен по лекалам главных западных киносмотров. Это и насыщенная деловая жизнь, участвовать в которой стремятся не только российские кинематографисты, но и отборщики иностранных кинофестивалей, западные продюсеры. Это и принцип подбора программы. К примеру, значительно выросло число картин, созданных в копродукции. Ну а традиции чтить призвана специальная программа "50 выбирают 50". В этой программе, составленной российскими критиками, 25 лучших фильмов с 1958 по 1999 год. От "Баллады о солдате" до "Хрусталев, машину!". Планка — высоченная. На таком насыщенном фоне становятся очевидными худосочность и чахлость современного российского кино. Но, может, 19-й "Кинотавр" эту печальную тенденцию изменит?
"Кинотавр" открывается фильмом "Живи и помни"
Повесть, написанная "нравстенником" Распутиным в разгар застоя, выпрастывалась и срывалась с ошейника привычного соцреализма. Зима 1945-го, о дезертирстве с фронта Андрея Гуськова знает лишь жена Настя. Подобно Антигоне, рожденной "для любви, не для вражды взаимной", она встает на пути государственной машины, безжалостно изничтожающей "изменников".
Александр Прошкин переносит распутинскую историю из пространства идеологии на территорию интимного, запретного для чужих глаз. Для него это не "преступление и наказание" Андрея Гуськова (не случайно "потеряны" его дни в госпитале, связь с немой медсестрой Татьяной). Это кино всецело и без остатка погружено в характер сибирской девахи Настены. Которая вышла замуж, мужем была бита, свекровью ругана за то, что "полая", что сирота. Да полюбила лишь теперь. И ради этого загнанного, заросшего, презренного беглеца готова хоть в прорубь, хоть на плаху. Это история ее стыда, вины и безоглядной преданности.
Крещенские морозы, ломкий зимний воздух, черные избы и белый-белый снег — фон, на котором разворачивается трагическая любовная история (оператор Геннадий Карюк). И еще пробившая горы Ангара, спрятавшая Настену вместе с ее мукой, с ее любовью, с ее нерожденным ребенком.
Распухшие от ледяной воды руки, выцветшие волосы, выбивающиеся из-под платка, внутренний смех сквозь глазные щелочки — от отчаяния, и дикий неутоленный любовный голод. Дашу Мороз на роль Насти предложил сам Распутин, назвавший ее лучшей Настеной после мхатовского спектакля. И вот кинороль могучая, зрелая не по годам (Даше Мороз всего-то 25 лет).
"Живи и помни" — кино старомодное. Кино прошлого века. По неторопливому шагу великих страстей так тоскует уходящее поколение. Думаю, Прошкин программно снял консервативное кино, опираясь на распутинскую точку зрения: "... это то, что и нужно сейчас. В этом спасение. И мне кажется, мир уже признает это. Даже самый дикий Запад уже понимает, что спасение в консервативности. Там ведь консерваторов больше, чем у нас. Я думаю, что и у Бога святые тоже все консерваторы".