Возрождение русского кино
Банда всадников в черном проносится мимо виселиц, забрызгивая снегом замерзшие тела.
Это опричники — верные подручные русского царя 16 века Ивана Грозного. Отрубленные песьи головы свисают с их седел — предупреждение внутренним врагам отечества.
Это место съемок нового фильма "Иван Грозный и митрополит Филип", который должен выйти в будущем году и рассказывает об отношениях между тираном Иваном и его другом и самым яростным критиком Филипом.
Стоя возле белой стены монастыря в Суздале — городе в 200 километрах к северу от Москвы, чьи здания напоминают средневековую столицу, — режиссер Павел Лунгин сказал, что бюджет "Ивана" составляет 17 миллионов долларов — много по русским стандартам.
Большой бюджет и профессиональная съемочная группа, в которую входит американский оператор, работающий с Клинтом Иствудом, — это знак возрождения российской киноиндустрии, которая получает большие суммы от государства и частных инвесторов.
Правительство ожидает, что в 2011 году производственные кинокомпании Росси получат прибыль в 900 миллионов долларов, почти вдове больше, чем в прошлом году. Русские фильмы показываются в новых кинотеатрах, которые открываются по всей стране главным образом для молодых зрителей, у которых больше денег на развлечения, чем было у их родителей.
Подобно тому, как растут цены на русскую живопись и моду, российское кино вновь обретает популярность и финансовый успех на фоне 10-летнего непрерывного роста экономики, подпитываемого экспортом энергоресурсов на 1 миллиард долларов в день.
"Ирония судьбы: продолжение" — продолжение популярного фильма советской эпохи "Ирония судьбы" — потряс Россию в начале этого года, собрав 50 миллионов долларов за первый месяц проката. Действие переносится из 1975 года в наши дни и прослеживает взаимоотношения детей главных героев оригинальной картины.
Тем временем, пост-апокалиптический "Обитаемый остров" Федора Бондарчука — научно-фантастический фильм в двух частях общей продолжительностью 4,5 часа — имеет бюджет в 36,5 миллионов долларов и является самой высокобюджетной картиной, когда либо сделанной в России.
Продюсер Александр Роднянский сказал, что в "Обитаемом острове", основанном на книге русский писателей-фантастов братьев Стругацких, будут спецэффекты, которые поспорят с голливудским блокбастером "Матрица".
"Мы хотим заставить зрителей понять, что по крайней мере некоторые российские продюсеры способны выпускать продукцию высокого качества, такого же качества, как все великие зарубежные кинематографии", — сказал Роднянский.
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА
Бывшая некогда важнейшим элементом пропагандистской машины Советского Союза, киноиндустрия получала большие бюджеты от государства, а продюсеры и режиссеры работали с множеством высококлассных техников и профессиональных актеров.
Один из пионеров советского кино Сергей Эйзенштейн повсеместно признан создателем современного киномонтажа. Но кино получило жестокий удар в бурные 1990-е годы после распада СССР, когда кинотеатры закрывались один за другим по всей стране, а студии потеряли финансирование.
В начале 2000-х годов государство начало возрождение кино, вводя рыночные механизмы.
"Наша позиция была очень проста: мы будем поддерживать производство, но кинотеатры и производственные компании станут частными", — сказал Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, которое теперь входит в министерство культуры.
Из 200 фильмов, снятый в прошлом году, половина получила государственную поддержку, сказал он, добавив, что в этом году Россия ассигнует на фильмы около 100 миллионов евро.
Ключевую роль играют частные инвесторы, они часто вкладывают в фильм больше денег, чем государство.
"Частные инвесторы будут звонить нам и спрашивать, будем ли поддерживать фильм, и если да, они тут же вложат свои деньги. Государственная экспертиза в этой области очень важна", — сказал Швыдкой в интервью, данном в Москве.
Магнат металлургии и миллиардер Виктор Вексельберг финансировал фильмы, по его словам, совместно с контролируемым государством Банком Москвы. Государство ожидает, что к 2010 году число кинозрителей возрастет до 20 миллионов человек с 14 миллионов — или 10% населения — сегодня. "Это результат общей стабилизации российской экономики. Люди не боятся тратить деньги на развлечения", — сказал Швыдкой.
Количество экранов обусловлено этим также, как финансирование. В 2000 году только 150 новых экранов открылось в России. К 2010 году, надеется Швыдкой, 2500 новых экранов будет открываться каждый год. Правительство говорит, что сегодня четверть кинотеатров показывают русские фильмы по сравнению с 3% в 2000-м.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ
Но хотя фильмы о войнах советской эпохи, продолжающемся конфликте в Чечне и более ранних периодах русской истории популярных здесь, они плохо прошли за рубежом, где многие настороженно относятся к росту мощи России.
"Сильный патриотический элемент во многих крупно-бюджетных российских фильмах, делающий их столь популярными на родине, в какой-то мере отталкивают зарубежных зрителей, которые могут стоять на других геополитических позициях", — сказал Джулиан Грэффи, преподаватель истории русского и советского кино Университетского колледжа в Лондоне.
"Появилась новая национальная гордость, и это нашло свое отражение в фильмах, отмеченных "агрессивной мужественностью", которые так популярны", — сказал Грэффи.
Среди десятков картин, вышедших в прокат за рубежом за последние несколько лет, была "9-я рота" — поставленный Бондарчуком боевик, повествующий о жизни солдат на Афганской войне 1980-х". Ставшая блокбастером в России, она провалилась в зарубежном прокате в 2005 году.
И наоборот, международно признанные русские артхаусные фильмы с меньшим успехом идут на родине.
Новый фильм Никиты Михалкова "12", где 12 присяжных решают судьбу молодого чеченца, обвиненного в убийстве приемного отца, получил номинацию на "Оскар" в феврале, но не стал хитом дома. Средний российский кинозритель, которому от 12 до 22 лет, слишком молод, чтобы оценить "сложные" фильмы, сказал уроженец Восточной Германии Михаель Шлихт, который возглавляет отделение "20th Century Fox" в странах СНГ.
"Оскар" не является гарантией успеха в России. Скорее справедливо обратное. Русским нравятся неглубокие фильмы".
Эйми Ферри-Ротман и Томас Питер при участии Николая Павлова и Кристиана Лоу, Reuters