Киножурнал на продажу
Редактор французского ежемесячного журнала о кинематографе Cahiers du Cinema Эмманюэль Бюрдо при поддержке редакции разрабатывает проект возобновления его выпуска. Издание принадлежит издательскому дому Le Monde, руководство которого месяц назад объявило о намерении избавиться от целого ряда активов. В защиту французского киножурнала выступили российский кинорежиссер Александр Сокуров и продюсер и кинокомпозитор Андрей Сигле.
"Cahiers du Cinema — элитарный арт-хаусный журнал, похожий на журнал "Искусство кино", не в нынешнем его виде, а каким он был в Советском Союзе, — поясняет Георгий Самсонов, главный редактор издательства "Бизнес Медиа" (выпускает журнал "Кинобизнес сегодня"). — Конечно, о коммерческой выгоде и даже о рентабельности такого издательства говорить не приходится". По словам эксперта, тенденция закрытия или перепрофилирования культурологических изданий наблюдается во всем мире. Наиболее яркий пример — американский журнал Movieline. Он задумывался как серьезное издание и публиковал интересные киноведческие статьи, но за последние два-три года превратился в типичное глянцевое издание. О кино в нем стали писать все меньше и все больше о моде и светской жизни. Даже в название было добавлено словосочетание Hollywoodlife.
Однако во Франции судьба серьезного кинематографического еженедельника озаботила культурную общественность страны. По инициативе киноведа Жана Дюше стало распространяться письмо в поддержку журнала. Теперь его авторы надеются добавить к французским подписям автографы деятелей культуры со всех концов света. В частности, с подобной просьбой они обратились к российскому кинорежиссеру Александру Сокурову и продюсеру и кинокомпозитору Андрею Сигле. "Кино сейчас в центре внимания, и Cahiers, чей престиж является незыблемым капиталом, должен занимать центральную позицию, — говорится в ответном послании российских кинематографистов. — Проект призван поддержать жизнеспособность Cahiers как компании во всех сферах бизнеса и подготовить к возможным будущим кризисам".
Газета Liberation посвятила предстоящей продаже издания одну из своих редакторских колонок. "Для Cahiers, как и для всей прессы в целом, наступил поворотный момент в истории, — написал ее автор. — Это очень трудный момент, но в нем есть надежда на обновление". Впрочем, по мнению Георгия Самсонова, у Cahiers du Cinema есть только один путь для выживания в его нынешнем виде — интерес со стороны частного инвестора-мецената, для которого серьезный журнал станет "любимой игрушкой".
Le Monde же сейчас не до игрушек. На протяжении нескольких лет издательство является убыточным. Только в 2007 году его финансовые потери составили порядка 20 млн евро. И распродажа активов не единственный способ снижения издержек, выбранный руководством компании. Под сокращение должны подпасть 130 сотрудников ключевого издания — газеты Le Monde. Подобные планы вызвали вполне ожидаемый протест со стороны журналистов, которые в 2008 году уже трижды проводили забастовку.