Фестиваль независимого кино в Южной Корее

Южнокорейский кинематограф у среднестатистического российского киномана ассоциируется с поделками плодовитого Ким Ки-Дука, чередой маловразумительных триллеров с героями "на одно лицо" да сенсационным успехом Oldboy'а Пака Чхан-Ука на Каннском фестивале 2004 года. Чтобы убедиться, что этим список не исчерпывается, надо ехать в Южную Корею.

Например, в Джонджу, где в начале мая на улице Кино (официальное название городской улицы, где сосредоточены основные кинотеатры) прошел девятый по счету международный кинофестиваль, второй в стране по масштабу после Пусана и первый по вниманию к кино подчеркнуто авторскому, независимому.

Не раз приходилось писать, что Московскому международному кинофестивалю пошло бы только на пользу, если бы он перестал дуть щеки и рядиться в категорию "А", а брал бы пример с кинофорумов второго ряда. Их в мире великое множество — больше, чем дней в году, но многие из них умеют даже из "засвеченных" на других фестивалях фильмов составлять оригинальную программу. Джонджу это удается лучше других.

Фестиваль был основан в 2000 году и с первого года существования применил уникальное ноу-хау — Jeonju Digital Project. Суть в следующем: ежегодно трем известным режиссерам дается финансирование на короткометражки, а премьеру получившегося альманаха устраивают в Джонджу. Сумма по меркам кинопроизводства ничтожная — 50 тыс. долл., но за девять лет существования фестиваля от нее не отказались Цзя Чжанке, Цай Мин-Лянь, Апичатпонг Веерасетакул, Дарежан Омирбаев и другие ведущие режиссеры мира. К тому же съемки в цифровом формате значительно удешевляли производство.

Особенно интересным оказался "цифровой проект" прошлого года — "Воспоминания". Прежде всего благодаря участию португальца Педро Кошты, нынешнего фаворита редакции Cahiers du Cinema, умеющего в своих камерных историях из жизни эмигрантов с островов Зеленого Мыса показать действие универсальных законов любви и памяти. Уже после Джонджу "Воспоминания" были показаны в конкурсе Локарно и даже получили там приз жюри. В этом году "цифровой проект" получился, может быть, не столь художественно совершенным, но актуальным — три короткометражки были сняты режиссерами из Буркина-Фасо, Чада и Туниса. Велика вероятность того, что Африка станет фестивальной модой номер один в самое ближайшее время.

Международный конкурс в Джонджу невелик и негромок: 12 работ из числа тех, что уже были показаны на международных фестивалях, но по разным причинам остались незамеченными или недооцененными. Таков, например, "Балласт" американца Лэнса Хаммера, без особого восторга принятый в конкурсе Берлина, но снятый с бескомпромиссностью братьев Дарденн. Или фильм артхаус-линии "Кино без границ" "Будда рухнул от стыда" Ханы Макмальбаф — дебют младшей дочки иранского классика, на европейских фестивалях показанный как фильм для детей, но говорящий о современном Афганистане куда больше, чем выпуски новостей.

Наряду с конкурсом две программы, посвященные корейскому кино. Одна — "Панорама" — отдана коммерческим жанрам и многобюджетным продукциям. Другая — "Корейское кино в движении" — напротив, представляет собой необычную коллекцию дешевых, снятых на "цифру" работ, в основном дебютов. "Беспробудное пьянство" Но Юн-Сока — медлительный рассказ о скитаниях и горестях молодого лузера, вызывающий в памяти иронию раннего Джармуша. "Мой дорогой дневник" Ким Бэк-Джуна и Джун Сен-Ука — студенческая по духу, но обаятельная история об операторе, потерявшем девушку, и режиссере, потерявшем желание снимать кино. "Метла становится золотой рыбкой" Дон Джу Кима сочетает минималистский подход к повседневности с жестокими сценами насилия. Все это фильмы разных темпераментов и достоинств, но если сформулировать их общие черты, то это, пожалуй, восхитительная непретенциозность, осознание своего ученического статуса и смиренная готовность научиться снимать лучше. В общем, абсолютная противоположность молодому российскому кино, в котором даже дебют безуспешно стараются снять как последний шедевр.

Международных артхаусных хитов в параллельных программах Джонджу почти совсем нет — их можно посмотреть и в прокате, и на DVD. Зато есть экспериментальные фильмы американки Нины Менкес, ретроспектива лидера "нового немецкого кино" Александра Клюге, кинематограф постсоветской Средней Азии и обширная вьетнамская программа. Публика встречает все это с неизменным энтузиазмом. А если какой-нибудь иностранный гость задумает выйти из зала во время фильма, его проводят даже не укоризненным, а просто удивленным взглядом: "Как это можно не досмотреть кино до конца?" А самая удивительная картина — это сеансы Midnight Madness. С полуночи до шести часов утра до отказа заполненный тысячный зал смотрит японские аниме, американские хорроры и документальный фильм о группе Joy Division. Если это и безумие, то крайне привлекательное.



Сайт управляется системой uCoz