Футбол в Венеции

На днях будет объявлена программа открывающегося в последний день августа 62-го Венецианского кинофестиваля. Но уже сейчас Ъ стало известно, что для конкурса отобран российский фильм "Гарпастум" режиссера Алексея Германа-младшего. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Венецианский фестиваль включил в программу футбол в постановке Алексея Германа

Гарпастум — название античной игры, которая считается давней предшественницей футбола. Действие фильма Алексея Германа-младшего происходит во время первой мировой войны, и как раз футбол становится той отдушиной, которая позволяет двум главным героям-братьям сохранить себя в безумии эпохи. В этом действии участвуют, как теперь выражаются, культовые фигуры Серебряного века — от Гаврилы Принципа до Александра Блока. Впрочем, это скорее тени своих прототипов, а весь фильм обманчиво историчен, будучи скорее проекцией в прошлое эмоционального опыта молодых питерцев перестроечного поколения, к которому принадлежит сам режиссер. Сын классика, он дебютировал замечательной картиной "Последний поезд", в которой заметно могучее влияние отца, но ощутим и свой голос. В "Гарпастуме" этот голос становится совершенно самостоятельным.

Именно это ценят в Венеции — на фестивале, который в последние годы стал особенно важен для продвижения на Запад российского кино. Всем памятен мощный старт, который был задан здесь фильму Андрея Звягинцева "Возвращение". Правда, у него были и оппоненты, которые утверждали, что он эксплуатирует старые клише российского авторского кино. Эти разговоры усилились после появления первых успешных русских блокбастеров. На дискуссии в Сочи представительница Венецианского фестиваля Алена Шумакова говорила о том, что фестивальный имидж российского кино может претерпеть серьезные изменения: станет менее арт-хаусным и более мейнстримовским. В частности, даже Венеция рассматривала возможность включения в конкурсную программу российского кино другого типа, который воплощает новый готовящийся крупномасштабный фильм "Девятая рота".

Однако, видимо, со сменой имиджа придется подождать. Художественный директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер в прошлом году, едва заступив на пост, выбрал из России фильм Светланы Проскуриной "Удаленный доступ", сделанный не без влияния Александра Сокурова, а в этом году — "Гарпастум".

Вне конкурса в венецианской программе "Горизонты"; по имеющейся на данный момент неофициальной информации, будут участвовать еще две российские картины — "Вокальные параллели" Рустама Хамдамова и "Первые на Луне" Алексея Федорченко. Это тоже образцы авторско-экспериментального кино, не имеющие никакого отношения к мейнстриму.



Сайт управляется системой uCoz