"Полная противоположность" Оскару

Лэни Гудман встречается с французским режиссером, снявшим фильм о непослушном классе и получившем золото в Канне.

Когда французский режиссер Лоран Канте развесил в колледже Дольто (средней школе в неблагополучном рабочем районе Парижа) плакаты, объявляющие о кастинге для своего нового фильма "Класс", он и представить себе не мог, что 25 подростков, которых он отобрал, будут потом стоять рядом с ним, ошеломленно улыбаясь под светом софитов, а он будет получать "Золотую пальмовую ветвь" 2008 года.

На состоявшейся в воскресенье церемонии впервые за 21 год французскому фильму был вручена самая желанная Каннская премия. Если учесть профессиональное желание председателя жюри Шона Пенна сделать Канн "полной противоположностью" "Оскарам", "Класс" — идеальный призер. За два часа, насыщенных пулеметными диалогами на арго, режиссер описывает жизнь парижского класса, где молчание — все что угодно, только не золото. Как мог не поддаться такому искушению Пенн, который сделал себе имя в роли школьного смутьяна в ленте 1982 года "Горячие деньки в Риджмонтской школе"?

47-летний Канте специализируется на социальных драмах. Его последний фильм "На юг" (2005) изображал одиноких 50-60-летних женщин, занимающихся сексуальным туризмом на Гаити. Среди других его фильмов картины "Рабочая сила" (1999) о расколе между рабочими и управленцами и "Тайм-аут" (2001) о крахе консультанта корпорации.

Идея снять фильм, действие которого происходит в школе, возникла у Канте некоторое время назад. "У меня возникла идея сделать фильм о жизни средней школы, где бы я ни разу не выходил за пределы классной комнаты и использовал ее как резонатор, микрокосмос, в которой разыгрываются темы равенства и неравенства", — говорит он.

"Я хотел, чтобы это была история 25 людей — учителя и его учеников, — которые оказались вместе не по своей воле, но находятся в четырех стенах целый год".

Но только когда Канте познакомился с Франсуа Бегодо, написавшем автобиографический роман, на котором основан фильм, и сыгравший в фильме учителя, проект начал приобретать конкретные очертания. "Франсуа пережил эту ситуацию изнутри, — говорит Канте. — Плюс, я был рад обнаружить, что, в виде исключения, учитель не занялся писательством для того, чтобы отомстить подросткам, показанным в книге дикарями и идиотами. Люди представляют школу чем-то вроде святилища, изолированного от мира, где детей обучают замечательным вещам. Но к несчастью — или к счастью, — жизнь этих ребят непроста. Все они принадлежат к разным расам, у них разные биографии. В некоторых семьях по-французски даже не говорят".

Зарубежные зрители могут сравнить драму Канте о классе с документальной картиной Никола Филибера "Быть и иметь", неожиданно ставшей хитом в 2002 году, но Канте с этим не согласен. "Это не тот фильм, с которым я стал бы отождествлять свой, — говорит он. — Филибер показывает маленький класс в деревне, где учатся вместе дети разных возрастов. Это совсем не типично для нашей эпохи. И учитель являет собой полную противоположность тому, что в моем фильме играет Франсуа. Он обладает огромной властью над детьми и, честно говоря, человек он не очень добрый. В каком-то смысле "Класс" является реакцией на подобное злоупотребление властью".

В "Классе" школьники часто реагируют на учебный материал с презрением. Например, на несовершенное время в сослагательном наклонении. "Даже моя бабушка так не говорила!" — жалуется одна девочка. "Так говорили в средние века", — вступает другой ученик. Среди школьников, многие из которых африканского происхождения, есть застенчивый, умный китайский мальчик, который плохо владеет французским, черноволосый хулиган и белый французский подросток, мечтающий ходить в престижную школу.

"Во французских школах часто прибегают к исключению, — говорит Канте. — Так производится своего рода процесс сортировки: есть те, кто поступит в университет, те, кого пошлют в профессиональное училище, и, наконец, те, кто не сумел никуда поступить или был исключен".

Именно такого типа сложные отношения и ситуации более всего интересуют его как режиссера. "Когда я снимаю фильмы, я стараюсь увидеть мир таким, какой он есть, и в то же время ощущать свою близость этому миру, — говорит он. — Я не хочу снимать фильмы, суть которых можно было бы изложить в трех строчках".

Лэни Гудман, The Guardian, 27 мая 2008



Сайт управляется системой uCoz