Может ли кино точно воспроизвести книгу?
Хорошие романы могут стать хорошими фильмами. Новая программа "букеровских" экранизаций показывает нам как...
Кинокритик The Observer Филип Френч недавно заявил, что единственной великой книгой, ставшей великим фильмом, был роман Джузеппе Томази Ди Лампедузы "Леопард" (1958), ставший классической лентой Лукино Висконти 1963 года с Бертом Ланкастером в главной роли. Многие читатели не согласятся с краткостью списка Филипа, но не вызывает сомнений, что литературные шедевры не так-то легко перенести на большой экран. Великим роман зачастую делает оригинальность качеств, относящихся к его форме: способность изобразить чью-то внутреннюю жизнь, легко перемещаться между прошлым, настоящим и будущим, делать обыденное магическим с помощью языка. Нельзя сказать, что этого невозможно сделать на экране, но кино редко достигает в этом такой же тонкости.
Возможно именно по этой причине так мало романов, отмеченных премией "Букер", успешно было перенесено на экран. Но сегодня Институт современных искусств (ICA) в Лондоне предоставляет любителям литературы и кино возможность оспорить это утверждение, предложив их вниманию программу "Букер" в кино". Каждое воскресенье в июне он будет показывать фильм, основанный на романе, получившем букеровскую премию или вошедшем в ее шорт-лист. После просмотра состоятся публичные дискуссии с участием видных сценаристов и романистов.
Саймон Грей, написавший сценарий для экранизации романа ДжЛ Карра "Месяц в деревне" (A Month in the Country), говорит, что остался предельно верен оригиналу. "Проблемы возникли с автором, который заявил, что у него серьезные возражения против того, чтобы Мун оказался гомосексуалистом, и попросил вырезать эту линию. Я ответил, что она есть в романе. Он сказал: да, есть, но он всегда сожалел, что включил ее, а теперь хочет ее изъять. Я отказался, потому что на этой линии строился сюжет, и автор повел себя довольно враждебно по отношению ко мне, но в итоге позволил нам ее сохранить". Этот фильм включен в программу кинопоказов.
Процесс экранизации может быть пугающим для автора: тем, у кого тонкая кожа, следует быть уверенными, что они отдали книгу в руки того, кому полностью доверяют. Когда режиссер Фред Скепизи сказал Грэму Свифту, что хочет снять фильм по его награжденному "Букером" роману "Последние желания" (Last Orders), автор сразу же отклонил предложение самому написать сценарий. "Я никогда этого не делал и не знал, сумею ли я, поэтому я подумал, что здесь требуется свежий творческий подход". В итоге Скепизи сам написал сценарий, постоянно консультируясь со Свифтом. "Мне повезло — он относился ко мне с большим уважением, и это был для меня позитивный опыт, — вспоминает Свифт. — Я не хотел быть излишне авторитарным, потому что режиссеру надо предоставить свободу: ни один фильм никогда не станет книгой, и это следует принять как должное. Для меня страница всегда будет больше экрана, и независимо от того, как хорош результат, фильм всегда будет казаться мне меньше. Но нужно доверять таланту и видению кинорежиссера".
Вы можете подумать, что процесс становится проще, когда автор не может вмешаться в силу того, что уже умер, но как утверждает Дебора Моггач, которая недавно написала сценарии по "Гордости и предубеждению" и "Дневнику" Анны Франк и будет выступать в Институте современных искусств, давление может быть даже более сильным. "Это огромный груз ответственности, потому что люди испытывают собственнические чувства по отношению к этим книгам и персонажам, — говорит она. — Экранизация — безжалостный процесс: вы должны расчленить книгу и собрать ее заново, так что к этому надо подходить с большой любовью и честностью. Но когда она сделана хорошо, то становится актом сотворчества между всеми участвующими в этом людьми".
КОГДА ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ ХОРОШО
БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ (Great Expectations, 1946)
Автор сценария — Энтони Хэвлок-Аллен, режиссер — Дэвид Лин. Лину удалось найти изобразительный эквивалент словами Диккенса.
КОМНАТА С ВИДОМ (A Room with a View, 1985)
Автор сценария — Рут Правер Джхабвала, режиссер — Джеймс Айвори. Отличный актерский состав и операторская работа.
РАЗУМ И ЧУВСТВА (Sense and Sensibility, 1995)
Автор сценария — Эмма Томпсон, режиссер — Энг Ли. Одна из немногих экранизаций Остин, в которой сохранено остроумие писательницы.
АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ (The English Patient, 1997)
Автор сценария и режиссер — Энтони Мингелла. Мингелла упростил повествование романа Майкла Ондаатье в этом прекрасном фильме.
ГОРБАТАЯ ГОРА (Brokeback Mountain, 2005)
Автор сценария — Ларри Мак-Мертри, режиссер — Энг Ли. Герои и сюжет рассказа Энни Праулкс были расширены и превращены в эпическую историю любви.
Стефани Мерритт, The Observer, 25 мая 2008