"Класс" затмил классиков
Каннский фестиваль, который многие обозреватели еще в середине объявили неудачным, завершился неожиданно и довольно оптимистично: вызвал всеобщий восторг и победил фильм "Класс" французского режиссера Лорана Канте, показанный в последний день. Неожиданно успешным, учитывая отсутствие наших картин в главном конкурсе, оказался фестиваль и для россиян. "Тюльпан" Сергея Дворцевого получил главный приз программы "Особый взгляд", а Валерия Гай Германика за картину "Все умрут, а я останусь" награждена дважды — призом молодых синефилов и специальным призом жюри "Золотая камера". Из Канна — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
К своему финалу фестиваль двигался довольно вяло и, казалось, остановился на мертвой точке — фильме Вима Вендерса "Стрельба в Палермо". Немецкий фотограф, уставший от модных фотосессий с Миллой Йовович, переживает внутренний кризис и едет в Палермо, где ему то и дело видится среди барочных скульптур целящийся в него стрелок в костюме и гриме Смерти. Интерес к жизни герою возвращает встреча с прекрасной сицилианкой, но тут Смерть (в исполнении Денниса Хоппера) опять появляется и вступает с фотографом в долгий диалог. Если последние фильмы некогда блистательного немецкого режиссера порождали скуку, этот вызвал смех в журналистском зале — особенно когда появился финальный титр "Посвящается Ингмару и Микеланджело". Претендуя на сравнение с Бергманом и Антониони, Вендерс на самом деле оказался в компании "Нокии" и Ямамото, а весь его фильм — беззастенчивым продакт-плейсментом больших брендов.
На фоне вымороченных опусов уставших классиков авторского кино "Класс" Лорана Канте оказался глотком свежего воздуха. Действие картины замкнуто уроками французского, которые молодой учитель дает ученикам школы в проблемном пригороде Парижа. В классе практически нет белых лиц, а отношение юных дикарей к учителю как представителю коренной нации более чем скептическое. Вообще в глазах подростков, преимущественно арабских, французы — лягушатники, от них воняет сыром и свининой, а те, кто изъясняется на литературном французском, не то чтобы снобы (этого слова они пока не знают), а просто пидоры. Конечно, в какой-то момент учитель выходит из себя, но в итоге фильм убеждает, что контакт возможен, а главное, необходим и в этих обстоятельствах. Реальный конфликт культур, классов и поколений показан с юмором, тонкостью и драматизмом, с отличным сочетанием профессиональных и непрофессиональных актеров.
И вот вердикт жюри: "Класс" — лучший фильм фестиваля, а французы, ждавшие этого 21 год, наконец отхватили "Золотую пальмовую ветвь" на собственном фестивале. Лорану Канте удалось то, чего не дождались ни Годар, ни Трюффо, ни Брессон. Уже перед просмотром картине устроили овацию: это было эхо успеха на пресс-показе. А когда фильм награждали, все ученики класса вышли на сцену и чувствовали себя не меньшими звездами, чем Натали Портман, Роман Поланский и Жан Рено.
От Шона Пенна ждали, что он наградит Клинта Иствуда (которому обязан "Оскаром") за не лучшую его картину — но председатель жюри поступил хитрее. Он придумал два специальных приза 61-го фестиваля: один вручен Катрин Денев за роль в "Рождественской истории" Арно Деплешана, другой присужден Клинту Иствуду за фильм "Подмена". Оба приза как бы и за последнюю работу выдающихся кинематографистов, и за карьеру в целом. Регулярные же награды жюри, записанные в регламенте, достались фильмам, которые объединяет одно: все они посвящены обычным людям и их обычным проблемам.
Впервые за многие годы успешно выступило в Канне итальянское кино, в котором возрождается политический темперамент. Гран-при присужден "Гоморре" Маттео Гарроне, приз жюри — картине "Il divo" Паоло Соррентино. За сценарий фильма "Молчание Лорны" награждены верные социально-этической доминанте бельгийские братья Дарденны. Лучшим режиссером признан турок Нури Бильге Джейлан ("Три обезьяны"): тем самым жюри показало, что ему не чужды и изыски авторского кино. Лучшей актрисой назначили не красавицу Мартину Гусман из аргентинского фильма "Клетка для львицы", а обладающую гораздо более скромной внешностью, но также и талантом бразильянку Сандру Корвелони, сыгравшую мать трудных подростков в картине Вальтера Саллеша "Вне игры": это ее первая роль в кино. И только награждение Бенисио дель Торо за роль харизматика Че Гевары в фильме Стивена Содерберга стало данью очевидному.
Российское кино тоже не в обиде. Валерия Гай Германика, снявшая фильм "Все умрут, а я останусь",— тоже про класс, про 9-й "Б",— вышла на сцену в маленьком черном платье, с пирсингом и татуировкой. Она произнесла благодарственную речь в адрес продюсера Игоря Толстунова, своей учительницы в кинематографе Марины Разбежкиной, вспомнила и недавно родившуюся дочь Октавию. Такому началу жизни в кино можно позавидовать: в 23 года Гай-Германика уже стала обладательницей двух наград Каннского фестиваля.
А "Тюльпан" Сергея Дворцевого получил главный приз программы "Особый взгляд": его единогласно присудило жюри под председательством Фатиха Акина, в состав которого входила и журналистка "Первого канала" Екатерина Мцитуридзе. Эта награда тем более значима, что досталась в трудной борьбе: в "Особом взгляде" программа была, по мнению многих, не слабее конкурсной, а входивший в нее фильм "Голод" англичанина Стива Маккуина получил "Золотую камеру". И хотя "Тюльпан" считается казахским фильмом, эта копродукция Швейцарии, Германии, Польши, Казахстана и России имеет к нам прямое отношение: в ней задействованы два российских продюсера и российский режиссер.