Дневник Каннского фестиваля. День пятый
Комфорт, однако, не сильно поспособствовал восхищению перед бельгийским кинематографом: не знаю, обратил ли бы кто-нибудь особенное внимание на фильм братьев Дарденн, если бы его под чужой фамилией прокрутили в конкурсе Московского кинофестиваля. А Дарденны, получившие в 1999 году "Золотую пальму" за "Розетту", — каннские завсегдатаи, поэтому относиться к ним объективно затруднительно: в ежедневно публикуемом журналом Screen рейтинге каннской прессы "Молчание Лорны" сразу встало на второе место (хотя обогнать стойко лидирующих турецких "Трех обезьян" все же не смогло).
Заглавная героиня Дарденнов, молодая коротко стриженая брюнетка с самоуглубленным лицом, готовится стать бельгийской гражданкой — в каталоге написано, что она албанка, но я из фильма этого никогда бы не поняла, да это и неважно. "Молчание Лорны" не о геополитике, а о геологии человеческих отношений, в которых Дарденны роются упорно и монотонно, изредка натыкаясь на маленький грязный самородок, который они, воровато оглядываясь, прячут за щеку, как зеки на приисках, будто ничего и не находили.
В данном случае речь идет об отношениях героини с ее фиктивным мужем, наркоманом в завязке, который то умоляет запереть его в квартире, то принести ему лекарство от ломки, то отвезти его в больницу и принести плейер с любимой музыкой. Героиня с ангельским смирением выполняет все его просьбы, сопровождаемые истерическими воплями и хватанием ее руками. Параллельно она общается с неким таксистом, из разговоров с которым выясняется, что какой-то русский обещал ей 10000 за фиктивный брак, когда она станет бельгийской гражданкой, но перед этим ей надо как-то избавиться от своего наркомана.
Уголовного вида таксист дает понять, что проблемы с предыдущим мужем он сам готов разрешить самым остроумным способом, однако Лорна проникается человеческим участием к наркоману, который действительно, скорее жалок, чем опасен, и не хочет становиться вдовой, а хочет развестись с ним по-хорошему, отдать ему половину из своих десяти тысяч, и даже бьется головой об косяк до крови, чтобы ее поскорей развели с мужем, который ее как будто бьет.
Все это неторопливое дело принимает неожиданный оборот, когда во время очередной особенно острой ломки мужа героиня, не зная, чем бы его еще отвлечь и успокоить, вдруг решительно раздевается догола и с рыданиями прижимает наркомана к груди, после чего братские объятия переходят в нервный судорожный секс. На этом моменте я ушла, подумав, что лучший способ отучить себя от вредной привычки пересказывать фильм от начала до конца — это самой ничего не досматривать, тем более что и уже приведенной информации достаточно, чтобы потенциальный зритель определил, для него ли это кино.
Иногда бывает достаточно даже и трехминутного ролика, как это произошло на презентации грядущих проектов компании "Централпартнершип", которой завершил содержательную часть своей работы Русский павильон. Наиболее исчерпывающее представление о фильме в целом дал ролик исторического блокбастера Владимира Бортко "Тарас Бульба", где Богдан Ступка играет Тараса, а Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко — его сыновей Остапа и Андрия соответственно. Клип, к сожалению, без слов, а только с музыкой, но снят так, чтобы и содержание, и художественные достоинства картины проступили максимально рельефно: вот артист Петренко в начищенных латах срывает ночную рубашку с какой-то блондинки и заваливает ее на кровать, вот трепещет на ветру пушистый оселедец Богдана Ступки, убивающего сына-изменщика, вот длинная дорогостоящая батальная сцена, вот выпученные глаза Владимира Вдовиченкова, над которым занесен топор палача, а вот уже и костер, в котором сгорает неукротимый Бульба.
Еще один фильм "Централпартнершипа" пока фигурирует под рабочим названием "Непобедимый" — оно в общем подходит боевику, в котором Владимир Епифанцев простреливает ногу артисту Астахову, занимается паркуром, прыгает на мотоцикле прямо в море, а выныривает на катере, и в итоге уходит куда-то в лесную чащу. Третья из представленных "Центраолпартнершипом" картин — Ghost, то есть "Призрак", Карена Оганесяна, представляет Константина Хабенского в роли писателя, из которого герой Андрея Мерзликина делает, как можно предположить, киллера.
С блеском выполняя мерзликинские задания, Хабенский не отвлекается и от писательской работы, и к тому же успевает спать с Чулпан Хаматовой. Заканчивается ролик на самом интересном месте: Хабенский с залитым кровью лицом, прикованный толстой цепью к какой-то трубе, кричит: "А-а-а-а-а!"
Что я буду здесь делать после того, как Русский павильон останется просто пунктом бесплатного интернета и перестанет оживлять унылые фестивальные будни своими мероприятиями, совершенно непонятно: не иначе как придется в кино ходить как минимум один раз в день.