Конец "Ленфильма"?
Недавно "РГ" писала о возможном создании единой госкомпании на базе трех старейших кинокомпаний страны — "Мосфильма", "Ленфильма" и "Киностудии имени Горького". Вместо приватизации, с которой весь последний год боролась российская кинематографическая общественность, появилась идея оставить киностудии под крылом государства. Пока окончательного решения еще не принято — руководителей киностудий просто познакомили с планами. Своими опасениями по поводу приватизации "Ленфильма" поделился с "РГ" и известный петербургский режиссер Дмитрий Месхиев ("Женская собственность", "Механическая сюита", "Свои", "Семь кабинок").
Российская газета: "Ленфильм" отметил 90-летие. Какие ощущения вы испытываете по этому поводу?
Дмитрий Месхиев: С одной стороны, некую детскую радость — ведь я вырос на этой студии (Дмитрий Месхиев — сын знаменитого оператора Дмитрия Месхиева, снимавшего фильмы Хейфица, Авербаха, Мотыля, Шпаликова). Я помню себя совсем маленьким, шагающим с отцом по коридорам "Ленфильма". Помню, как отец работал на съемках фильма "Звезда пленительного счастья", мне тогда было лет 10. Как в Петропавловской крепости снимали сцену казни декабристов, как Олег Янковский, игравший Рылеева, произнес свою знаменитую фразу: "Вы приехали посмотреть, как мы умираем. Обрадуйте вашего государя, что его желание исполняется: вы видите — мы умираем в мучениях". И я был несказанно горд, что я среди съемочной группы, а не среди толпы зрителей за заграждением. Но второе мое ощущение по поводу юбилея "Ленфильма" — волнение от того, что со студией происходит. И что — не происходит.
РГ: Вы имеете в виду едва не случившуюся ее приватизацию?
Месхиев: Ситуация, в которой находится "Ленфильм", — плачевна. И я не вижу никаких перспектив развития студии, пока она находится в центре города. Здесь ей попросту некуда развиваться, она зажата в жилом квартале. Ни одна западная мейджорская студия не находится в месте, где из окон жилых домов видны дворы студии.
РГ: Территориальная проблема — проблема не сегодняшнего дня.
Месхиев: В 70-80 годы студия функционировала нормально, ей было достаточно того, чем она владела. Но сейчас произошел значительный скачок в технологиях, цифровом формате, в компьютерной графике. Сейчас быть конкурентным, значит, быть современным. И если наша студия будет заниматься только малобюджетными проектами, она просто не выживет. Мы же хотим, чтобы "Ленфильм" занял позицию не маленькой "независимой" студии, а вновь обрел статус студии-мейджор. А для этого она должна иметь возможность запустить масштабный фильм — блокбастер.
РГ: Защищая от приватизации историческое здание на Каменноостровском проспекте, которое "Ленфильм" занимает с 1925 года, вы противоречите сами себе.
Месхиев: Нисколько. То, что мы защитили от приватизации это место, — правильно. Мы боимся, что город может вообще лишиться своей студии. На этом месте новый владелец построит что-то гораздо, на его взгляд, более рентабельное — отель, бизнес-центр... Мы же ничего взамен не получим. Пусть сначала построят новую студию, а после забирают это здание.
РГ: Но многие переживают именно за историческое здание.
Месхиев: Наше национальное достояние в области кино — не стены, построенные купцом Алексеевым, а люди и фильмы. А где мы будем снимать кино, являющееся нашим национальным достоянием,- другой вопрос. Так что сегодня судьба "Ленфильма" зависит от того, как скоро найдется правильно мыслящий инвестор.
РГ: С марта вы — советник гендиректора "Пятого канала" по кинопроизводству и продюсированию. Что вы про это скажете?
Месхиев: Канал сейчас находится в состоянии реорганизации. У его руководителей и акционеров есть желание войти в пятерку крупнейших каналов страны, вернуть ленинградскому ТВ былую славу. Что могу для этого сделать — сделаю. Все-таки я что-то понимаю в кино.
РГ: А как вам тенденция нынешнего ТВ показывать хорошее кино ночью?
Месхиев: "Хорошее кино" — для кого? Для вас? Но вы не массовый зритель. То кино, которое вы считаете "хорошим" (и оно, безусловно, хорошее), действительно показывают ночью. А то кино, которое смотрят миллионы, — гораздо раньше. Критерий успеха на телевидении один — рейтинг. Если рейтинг высокий, значит, кино "попало". На ваш взгляд, сериал может быть ужасным, но если его посмотрела вся страна, значит, это удачный проект. И спорить здесь бессмысленно. Вы ходите только на пресс-показы, а в залах, где сидит массовый зритель, не бываете.
РГ: А вы?
Месхиев: А я хожу. Ем попкорн и смотрю, как реагируют люди на те или иные фильмы. Арт-хаус нужен вам, но не им. И поэтому правильно, что Феллини не показывают по Первому каналу в прайм-тайм. Феллини — это серьезное, сложное кино. У человека, когда он приходит усталый с работы в 7 вечера, нет желания смотреть такое кино.
РГ: В конце апреля вы также возглавили Союз кинематографистов Петербурга. Что это вам даст, кроме головной боли?
Месхиев: Поверьте, далеко не все люди, идущие во власть, делают это из корысти. Я вступил в СК почти 20 лет назад и он мне дорог, как и "Ленфильм". А теперь, видимо, наступил тот момент, когда хочется делать какие-то социально важные дела.
РГ: Например?
Месхиев: Одна из главных задач СК — развитие социальной сферы, я имею в виду помощь пожилым деятелям кино. И первое, что я сделал, — обзвонил десяток руководителей питерских кинокомпаний и предложил им из прибыли перечислять некую сумму на помощь ветеранам кино. И никто не отказал, напротив, некоторые говорили: "А чего так мало просите, давайте больше".
РГ: СК не очень популярен среди молодых кинематографистов.
Месхиев: Это правда. И наша задача — затянуть в жизнь СК новое кинематографическое поколение. Причем я хочу сделать так, чтобы не мы ждали, когда они к нам придут. Мы сами будем предлагать вступать в СК тем, кто, на наш взгляд, уже достаточно много сделал в кино.
РГ: А зачем, собственно?
Месхиев: А затем, что мы все делаем одно дело. У нас сейчас активно идет становление кинобизнеса. И если мы будем по-прежнему разъединены, процесс затянется. Слава богу, сейчас начали появляться новые молодые режиссеры, драматурги, продюсеры. Но мы же должны знать о существовании друг друга? И, наконец, я хочу, чтобы петербургский Дом кино стал киноцентром города. Чтобы в нем кипела жизнь, проходили фестивали, в том числе и международного уровня. А то, что Петербургу очень не хватает масштабных, значимых в культурном смысле событий, — это очевидно.