Катрин Денев празднует второе пятидесятилетие

Первые рабочие дни и первый уикенд Каннского фестиваля были заполнены событиями. Ривьеру посетили Брэд Питт с Анджелиной Джоли и Вуди Аллен с Пенелопой Крус, состоялась премьера фильма "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа" Стивена Спилберга, определились лидеры конкурса, открылся русский павильон. Отметили 50-летие кинокарьеры Катрин Денев и награждения фильма "Летят журавли", а также столетие российского кино. Из Канна — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Конкурсная программа, которая началась с фильмов глобального замаха, быстро изменила свой профиль, обратившись к интимным и семейным историям. Одна из них ("Клетка для львицы") разыгрывается в Аргентине, где студентка убивает своего бойфренда из ревности к его любовнику. Или убивает не она, а любовник, который сваливает на нее вину. Так или иначе, Джулия, беременная на восьмом месяце, попадает в женскую тюрьму. Внешний сюжет — бытовой: стирается белье, копошатся дети, женщины находят утешение в дружбе и суррогатных ласках. Сюжет внутренний — эволюция характера Джулии, еще недавно мечтавшей избавиться от ребенка, который неожиданно для нее самой становится смыслом и стимулом борьбы за жизнь.

Почти фантастический хеппи-энд этой истории оправдан тем, что она документальна в своей основе, а художественную убедительность придает ей игра Мартины Гусман. Режиссер Пабло Траперо написал эту роль для собственной жены, надеясь подарить ей каннский приз. Актрисе с внешностью топ-модели пришлось играть беременной, в наручниках, в синяках от побоев. Как оценит эту работу жюри, в состав которого входят три актрисы (самая знаменитая — Натали Портман), пока вопрос открытый.

Соперницей госпоже Гусман может стать турчанка Хатис Аслан из фильма артхаус-линии "Кино без границ" "Три обезьяны" любимца Каннского фестиваля Нури Бильге Джейлана, этот режиссер третий раз участвует здесь в конкурсе. В отличие от прежних его лент, героями которых были интеллектуалы, новая картина показывает жизнь самой простецкой семьи: оказывается, она точно так же подвержена дезинтеграции, а шофер, его жена и взрослый сын способны испытывать такую же экзистенциальную тоску, как столпы творческой элиты. Фильм Джейлана — выдающийся образец киноживописи, каждый его кадр просится в рамку. Это кино о незаживающих семейных ранах: тема, которую подхватила другая конкурсная лента — "Рождественская история" Арно Деплешана, тоже каннского фаворита, приглашенного на конкурс уже четвертый раз.

Сюжет "Рождественской истории" балансирует на опасной грани, будучи связан с онкологическими болезнями и пересадкой тканей. Однако фильм оказывается ближе не медицине, а искусству благодаря режиссуре Деплешана, работающего в традиции французского психологического романа с его остроумием и утонченностью. Катрин Денев играет Юнон, матриарха большой семьи, а Матье Амальрик — ее нелюбимого сына. Семья собирается на Рождество и привозит с собой травматические воспоминания и запутанные отношения братьев, сестер, их мужей и подруг. Но все блекнет перед лицом смертельной болезни, что поразила Юнон. Картина счастливо избегает мелодраматического пафоса: мелодрама не самый любимый французский жанр, а Катрин Денев — актриса, владеющая искусством самоиронии. Ее героиня несколько раз подчеркивает, что она "генетически уникальна" и боится не смерти, а того, что от пересадки ткани воспалится ее прекрасная кожа и она "сгорит, как Жанна д`Арк".

Госпожа Денев ни разу не получала персональной каннской награды, только Золотую пальмовую ветвь за вклад в кино, который она вносит вот уже полвека, дебютировав на экране 15-летней девочкой. В двадцать она снялась в "Шербурских зонтиках", которые победили в Канне и стали символом французского кино на все времена. И сегодня портреты звезды украшают обложки журналов, выпущенных к фестивалю. Один из них — Premiere, посвященный круглой дате ее карьеры, актриса сама составила, отредактировала и даже взяла для него интервью у президента каннского жюри Шона Пенна.

Вне конкурса показали летнюю комедию Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона" о двух американках, проводящих каникулы в Испании, где их ждут романы с местным сердцеедом. Пенелопа Крус и Скарлетт Йоханссон с удовольствием играют свои роли и даже сливаются в поцелуе, а Хавьер Бардем с не меньшим энтузиазмом мечется между двумя красавицами и третьей, которую играет Ребекка Холл. Фильм немножко под Трюффо, немножко под Альмодовара и даже слегка под "Секс в большом городе" все равно остается фирменным продуктом фабрики Вуди Алена, которая не останавливается ни на год, даже если уже давно не производит шедевры.

Российские фильмы будут показаны только в конце недели, а прошедший уикенд был отмечен празднествами по случаю юбилея нашей кинематографии. Впервые здесь открылся российский павильон. Нас чуть было не обогнали украинцы и грузины, тоже оборудовавшие свои павильоны, а украинский прием по времени совпал с российским. Поскольку происходил он на соседнем пляже, конфликт разрешился по-добрососедски: гости чередовали мероприятия, на одном заправляясь горилкой, а на другом закусывая икрой.



Сайт управляется системой uCoz