Такеши Китано в Сан-Себастьяне 2008
САН-СЕБАСТЬЯН 2008: КЛАССИЧЕСКИЕ РЕТРОСПЕКТИВЫ
Творчество итальянского маэстро режиссуры Марио Моничелли и особый подход к "фильм нуар", продемонстрированный японским кино на протяжении его истории, станут темами ретроспектив 56 кинофестиваля Сан-Себастьяне /56th San Sebastian International Film Festival/, который состоится 18-27 сентября.
Комедия была одним из главных жанров в итальянском кино 1950-х — 1960-х годов. Среди режиссеров, посвятивших себя картинам, в которых комические элементы едва скрывали критический взгляд на общество, особо важное место занимает Марио Моничелли — постановщик самых типичных произведений этого популярного направления, ответственный за успех таких актеров, как Витторио Гассман, Уго Тоньяцци, Марчелло Мастроянни, Нино Манфреди и Альберто Сорди.
В 1998 и 1999 годах фестиваль в Сан-Себастьяне посвятил итальянской комедии два цикла показов, и ретроспектива этого года с ее 40 фильмами подтвердит наш интерес к одному из самых ярких периодов в истории итальянского кино. Моничелли создал возможно самую популярную картину, отмеченную этой комедийной искрометностью, — "Злоумышленники неизвестны" (1958), где сыграл неповторимый актерский ансамбль: Гассман, Мастроянни, Клаудиа Кардинале, Меммо Каротенуто, Ренато Сальвтори и Тото. Превосходный мастер искусства комедии и отличный "актерский" режиссер, Моничелли не боялся обращаться и к другим, более суровым жанрам, как в фильмах: "Большая война" (1959) — трагикомедии, действие которой происходит во время Первой мировой войны; "Товарищи" (1963), посвященные рабочему движению; или лента "Хотим полковников" (1973), отправной точкой для которой послужила греческая военная диктатура.
Моничелли родился в Риме в 1915 году и продолжает снимать фильмы, его последняя картина — "Розы пустыни" (2006). Моничелли четыре раза участвовал в конкурсной программе фестиваля в Сан-Себастьяне: в 1958 году "Злоумышленники неизвестны" разделили "Серебряную раковину" с лентой Хичкока "Головкружение"; в 1965 "Казанова-65" получил премии за режиссуру и за лучшую актерскую работу Марчелло Мастроянни; в 1968 "Девушка с пистолетом" принесли Монике Витти приз как лучшей актрисе; в 1971 "Бранкалеоне в крестовых походах" заслужил Витторио Гассману награду в категории "лучший актер".
В ретроспективу будут включены 41 полнометражный и 2 короткометражных фильма. Среди них:
1949 Тото ищет квартиру / Toto cerca casa (Toto Looks for an Apartment)
1950 Собачья жизнь / Vita da cani (A Dog's Life)
1951 Полицейские и воры / Guardie e ladri (Cops and Robbers)
1957 Отцы и сыновья / Padri e figli (Fathers and Sons)
1958 Злоумышленники неизвестны / I soliti ignoti (Big Deal on Madonna Street)
1959 Большая война / La grande guerra (The Great War)
1963 Товарищи / I compagni (The Strikers)
1965 Армия Бранкалеоне / L'armata Brancaleone (For Love and Gold)
1968 Девушка с пистолетом / La ragazza con la pistola (The Girl with a Pistol)
1973 Хотим полковников / Vogliamo i colonnelli (We Want the Colonels)
1975 Мои друзья / Amici miei (My Friends)
1977 Мелкий, мелкий буржуа / Un borghese piccolo piccolo (An Average Little Man)
1985 Две жизни Маттиа Паскаля / Le due vite di Mattia Pascal (The Two Lives of Mattia Pascal)
2006 Розы пустыни / Le rose del deserto (The Roses of the Desert)
Обильная детективная и криминальная кинопродукция Японии остается малоизвестной на Западе. Продукт безусловного импорта иностранного литературного и кинематографического жанра, главным образом американского, японский "фильм-нуар" мог бы показаться чем-то вроде анекдота в истории кино Японии. Но Япония искусно наделила эти детективные история "национальными чертами": присущее гангстерам чувство юмора, кропотливая следственная работа полиции, страдания преступника-изгоя или изображение общества, пораженного послевоенным хаосом, — все эти темы были выражением многих беспокойств и страхов, которыми страдала психология японцев.
Ретроспектива "Япония в чёрном свете" позволяет составить впечатление об этой параллельной истории японского кино, не показанной западными кинофестивалями и киноклубами, но с восторгом потреблявшейся местными зрителями. В ретроспективу включены фильмы на разные темы: от картин о странствующих игроках (batuko) немого периода до бума гангстерских картин после Второй мировой войны; от важного вклада, сделанного режиссерами Акирой Куросавой и Сёхэем Имамурой, до отдельных значительных лент мастеров периода модернизации Японии (Нагиса Осима, Масахиро Синода, Хироси Тесигахара), которые использовали криминальные сюжеты для создания ниспровергательских, в высшей степени авторских фильмов. Особое внимание мы уделим моменту славы, который испытали "yakuza eiga" (японские гангстерские фильмы) в 1960-е годы, когда появилось огромное количество картин о героических одиноких гангстерах, и десятилетию 1970-х, когда "yakuza eiga" приобрели более реалистический характер.
Ретроспектива "Япония в чёрном свете" отдаст должное и другим разновидностям фильм-нуара: криминальным мелодрамам и приключениям крутых детективов, а также интересному возрождению жанра в 1990-е годы благодаря таким режиссерам, как Такеши Китано, Такаши Миике, Такаси Икии или Киёси Куросава.
Ретроспективу "Япония в чёрном свете" включено 40 фильмов, среди них:
1949 Бездомный пес / Nora Inu (Stray Dog)
Реж. — Акира Куросава / Akira Kurosawa
1958 Бесконечное желание / Hateshinaki yokubo (Endless Desire)
Реж. — Сёхэй Имамура / Shohei Imamura
1960 Страх смерти / Karakkaze yaro (Afraid To Die)
Реж. — Ясудзо Масумура / Yasuzo Masumura
1962 Рай и ад / Tengoku to jigoku (High and Low)
Реж. — Акира Куросава / Akira Kurosawa
1963 Юность зверя / Yaju no seishun (The Brute / Youth of the Beast)
Реж. — Сэйдзун Судзуки / Seijun Suzuki
1964 Бледный цветок / Kawaita hana (Pale Flower)
Реж. — Масахиро Синода / Masahiro Shinoda
1975 Кладбище чести / Jingi no hakaba (Graveyard of Honor)
Реж. — Киндзи Фукасаку / Kinji Fukasaku
1987 Жестокий полицейский / Sono otoko, kyobo ni tsuki (Violent Cop) (фильм артхаус-линии "Кино без границ")
Реж. — Такеши Китано / Takeshi Kitano
1994 Самое ужасное время в моей жизни / Waga jinsei saiaku no toki (The Most Terrible Time in My Life)
Реж. — Кайдзо Хаяси / Kaizo Hayashi
1997 Тропа змеи / Hebi no michi (Serpent's Path)
Реж. — Киёси Куросава / Kiyoshi Kurosawa