Родила царица в ночь

Есть фильмы самоигральные. Они притягивают уже тем, о чем они, просто тематикой, а не тем, кто их снял, кто играет и как. Аргентинский фильм "XXY" из этого ряда. Главный герой его — юный гермафродит. Существо неопределенного рода весь фильм пытается понять, кто оно есть, — парень или девушка. Прокатная компания Film Movement вчера выпустила фильм молодого аргентинского режиссера Лусии Пуэнсо на экраны Нью-Йорка. Ранее он показывался в рамках программы "Новые режиссеры, новые фильмы", организуемой совместно MOMA и Кинообществом Линкольн-центра. "XXY" был выдвинут Аргентиной в оскаровскую номинацию "лучший зарубежный фильм" и показывался на множестве международных кинофестивалей. Снят он аргентинцами совместно с испанскими и французскими кинематографистами.

Начнем с легкого ликбеза. Если кто осведомлен заранее и сполна, не раздражайтесь, пожалуйста. Гермафродит в греческой мифологии — сын Афродиты и Гермеса, "оснащенный" и мужскими, и женскими репродуктивными органами. Это редко встречается среди человеческих особей, но встречается. Как правило, те или другие органы недоразвиты. Тут что-то природа напутала с гендерным хромосомным набором. Для приведения к одному сексу, мужскому или женскому, требуется сложное хирургическое вмешательство, но врачи добиваются в последнее время блестящих успехов. Не путать с транссексуалами и трансвеститами, переделанными мужчинами и женщинами, которые изначально имеют признаки одного пола, но из кожи вон лезут — буквально! — чтобы заполучить признаки другого. Самая распространенная и востребованная секс-индустрией девиантность — это shemales, бой-бабы, то есть внешность афродитская (ну почти), а ниже пояса — пушка на колесах. Некоторые отчаянные особи идут на отсекание, но это редкий радикализм. Во многих случаях трансы — замаскированные педерасты, повышающие экстремальной игрой в баб свою рыночную котировку.

Нынешняя наука повсеместно отказывается от термина "гермафродит", считая его путаным и содержащим осуждение и отдавая предпочтение политкорректному слову "интерсекс". Именно в таком мутном состоянии находится героиня фильма (в равной степени герой) 15-летняя Алекса (Инес Эфрон), которая страдает гермафродитизмом с рождения. Родители ее приглашают в их дачный домик на уругвайском побережье супружескую пару из Буэнос-Айреса. А те привозят с собой 16-летнего сына Альваро (Мартин Пироянски). Алексу притягивает этот угловатый закомплексованный пацан. Она хочет проверить свою сексуальность в деле и понять, к какому берегу ее влечет. Их интимный контакт окажется неожиданным для обеих сторон. Алекса в шоке от своего пробудившегося не женственного, а совсем даже мужского, а, может, мужеложского инстинкта. Девственник Альваро в шоке от того, что акт содомии, в котором он оказался пассивным реципиентом, ему вдруг понравился.

Тут голову сломаешь, разбирая ролевые функции. Алекса отымела Альваро — как кто и как кого? А Альваро отдался ей (ему), будучи кем? Поиск половой идентичности нашими юными героями, спровоцированный случайным сексом, продолжается в подробных разговорах, в общении с родителями, которые оказываются посвящены в их отношения, в конфликтах с местной ребятней, жестокой и любопытной. В какой-то момент Алексу хватает ватага пацанов. Они хотят посмотреть. Насильно раздевают несчастную. Один даже настрополился провести полевое испытание. Алексу спасает единственный совестливый малый из ватаги. Жалость — чувство, им движимое, большая редкость в новой генерации.

Молодые актеры играют достойно и вполне убедительно. А вот родители подкачали. Вернее, сценарно им предписано быть скорбными и малахольными. И они ходят по даче, по пляжу с унылыми лицами, перманентно жалеючи своих несчастных детишек. Тут непонятно, зачем вообще приехали гости, что их связывает с хозяевами и почему они хотят между собой общаться, когда в глазах одна печаль.

С точки зрения жанра и тональности "XXY" — драма пубертатных чувств, несколько назидательное кино "взросления", попытка неспекулятивно и сугубо сострадательно взглянуть на проблему "интерсекса". Про транссексуала, решающего покончить с концом, такое сострадательно человечное кино появилась пару лет назад, — "Трансамерика" с великолепной Фелисити Хаффман. Вспоминается также мрачный фильм "Мальчики не плачут" (1999), где впервые столь жестко проанализирована обратная ситуация — девчонка выдает себя за парня-мачо. А если воспарить над конкретикой, то очень близок "XXY" по гуманистическому пафосу великому фильму Дэвида Линча "Человек-слон" (1980). Уникальный урод Меррик зачислен по цирковому ведомству вечным "фриком", и только доброта доктора открывает в нем нежную, умную и прелестную душу. "Фриком" считает Алексу толпа бездушных пацанов, и если ей суждено общаться с им подобными и дальше, то траектория ее взросления может либо оборваться трагичным исходом (наркотики, самоубийство), либо привести в аналог линчевского мерзейшего циркового шалмана — какой-нибудь секс-клуб для первертов.

Лусия Пуэнсо — дочь знаменитого режиссера Луиса Пуэнсо, получившего "Оскара" в 1986 году за "Официальную историю". Родилась в 1976 году в Буэнос-Айресе. Изучала литературу, кино и театр, опубликовала три романа. Сняла несколько короткометражных лент и один телефильм. "XXY" — ее первый игровой фильм. Надо отдать должное режиссеру-дебютанту — она не поддается очевидному соблазну утешительного финала. Но главное, что ей дорого как посыл, как message, что она полагает ключиком к мучительной драме Алексы, легко считывается с экрана. Это Любовь и Доброта, с прописных букв и без предварительных условий. Когда Алексу обнимает отец, зрительское сердце в ту же секунду обмирает и слеза туманит зрение. Для отца нет разницы, какого пола ребенок. Это его бесконечное любимое дитя. Не случайно это слово, дитя, среднего рода.

Режиссер Пуэнсо в одном из интервью высказала интересную мысль: а почему, собственно, "интерсекс" должен стремиться к моносексуальной половой идентичности? Это общество с его инерционными предрассудками толкает его (ее) к выбору "или-или". А что если оставить все как есть, "и-и", стараясь примирить себя и общество с игрой природы? Ведь мы убедились, что Альваро готов любить Алексу такой, какая она есть. Значит, можно даже "фрику" найти свою половинку и стать счастливым.



Сайт управляется системой uCoz