"Ленфильму" — 90 лет
Последний день апреля ознаменовался приятным событием — сегодня киностудия "Ленфильм", подарившая стране не один десяток киношедевров, отмечает 90 лет со дня своего основания. За время существования студии на ней успели поработать такие прославленные режиссеры как Григорий Козинцев, Иосиф Хейфиц, Глеб Панфилов, Алексей Герман, Александр Сокуров, Владимир Бортко, Сергей Микаэлян, Виталий Мельников и многие другие.
История "Ленфильма" началась в 1918 г., когда в городе на Неве появился Петроградский кинокомитет союза северных комунн, в 1934 г. переименованный в более привычный уху современника "Ленфильм".
Юбилей киностудии — знаменательное событие в культурной жизни России — не мог остаться без внимания руководящих лиц страны. Так, пресс-служба главы российского государства Владимира Путина сообщила, что президент поздравил сотрудников киностудии с юбилеем.
"За прошедшие десятилетия "Ленфильм" прошел яркий творческий путь, завоевал высокий авторитет как один из признанных центров отечественной киноиндустрии. Здесь всегда трудились прославленные мастера — профессионалы самого высокого класса, а многие замечательные фильмы, снятые в стенах студии, вошли в сокровищницу мирового кинематографа", — отметил президент, добавив, что он убежден в том, что студия и впредь будет вносить весомый вклад в развитие российской культуры.
Такое отношение будущего премьер-министра РФ к киностудии позволяет надеяться, что надежды генерального директора "Ленфильма" Вячеслава Тельнова на господдержку проекта развития киностудии до 2012 г. оправдаются.
А господдержка "Ленфильму" понадобится серьезная, ведь в процессе его модернизации планируется создать современный, оснащенный новейшим оборудованием кинокомплекс, оказывающий широкий спектр услуг — от написания сценариев до печати копий. Кроме того, в проекте — реконструкция старых и строительство новых павильонов, культурно-развлекательного центра с кинотеатром, создание музея и организация регулярных экскурсий по киностудии.
Как сообщил в интервью журналистам Вячеслав Тельнов, стоимость проекта составляет $87 млн, при этом значительную часть этой суммы киностудия готова заработать сама. "Hам нужен толчок от государства — $10-15 млн", — добавил гендиректор, отметив, что определенность с источниками финансирования программы появится уже в мае-июне этого года.
Тельнов также рассказал, что в настоящее время на студии снимается восемь фильмов, еще 40 кинолент находятся на техническом обслуживании.
Как сообщается, основные праздничные мероприятия в честь юбилея "Ленфильма" состоятся 28 августа в 4-м павильоне киностудии.
На Радио "Свобода" обсуждению нынешнего положения "Ленфильма" посвятили отдельную программу:
Андрей Шарый: Сегодня исполняется 90 лет старейшей киностудии России "Ленфильму". Этот юбилей выглядит несколько странно в связи с угрозой уничтожения, еще недавно висевшей над киностудией. Тем не менее, руководители студии надеются, что у нее все-таки светлое будущее. А известные российские режиссеры вспоминают о том, как им работалось в свое время и в разные годы на "Ленфильме". Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская: "Чапаев" братьев Васильевых, "Дама с собачкой" Иосифа Хейфица, "Гамлет" и "Король Лир" Григория Козинцева, "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа, "Молох" Александра Сокурова. Все это в разные годы снималось здесь, на "Ленфильме", и список можно продолжить. Здесь же рождался первый российско-американский художественный фильм "Синяя птица".
Но "Ленфильм" мог исчезнуть уже нынешней весной. За последние годы прежним руководством уже были распроданы отдельные павильоны. А несколько месяцев назад над киностудией нависла реальная угроза приватизации и выставления на торги. Как обычно в таких случаях тревогу забила питерская интеллигенция — написала открытое письмо. И городская власть вняла, хотя это было непросто — "Ленфильм" федеральная собственность. По последним данным беда киностудии больше не грозит. Я спросила кинорежиссера Алексея Германа — найдется ли у него несколько добрых слов о "Ленфильме"?
Алексей Герман: "Ленфильм" студия разная — в свое время была для меня матерью, была для меня злобной мачехой. Был период, когда со мной старались не здороваться, меня увольняли, но было много творческих идей. Может быть, и сейчас появятся какие-то молодые ребята. Но пока "Ленфильм" находится в положении, когда мастера ушли, а мощной замены не произошло. Сокуров работает, очень иногда хороший режиссер, блестящий, иногда не интересный, но большой художник. Вот сейчас вопрос замены. Но это уже меня мало касается.
Татьяна Вольтская: По мнению Алексея Германа, "Ленфильм" сейчас сильно разрушен.
Алексей Герман: Я просто сейчас был на грани того, что вся моя картина, которую я 9 лет делаю, закрывается. Я больше не могу, потому что эхо звучания переделано так, что я озвучивать там не могу. У меня большая картина, многоплановые кадры — "Трудно быть богом". Те два маленьких телевизора, которые там поставили, как на Западе, как меня уверяют... На Западе не так, на Западе это можно и так делать, и на огромном экране, и по всякому. А это, что называется, одно выбросили, а другое поставили, как я думаю, для того чтобы заработать деньги. Я не любитель ругать предыдущих директоров, но "Ленфильм" в жалком положении. Поставила Матвиенко, которая обратилась к Медведеву, а так его просто продавали, никакого бы там "Ленфильма" не было.
Татьяна Вольтская: Вам было бы жалко, если бы вместо него появились гостиницы и офисы?
Алексей Герман: Было бы жалко, да. Но, с другой стороны, понимаете, когда у тебя самого жизнь кончается, то вместе с тобой уходит и "Ленфильм". Я туда пришел молодым человеком. Когда я туда пришел, снимались картины про Владимира Ильича Ленина, то есть они начинали. Была какая-то дата, и внизу в кафе была очередь. В этой очереди стояло штук 6-7 загримированных Лениных. Их выбирали. Было довольно забавно. Входил, отвернувшись к стенке, угрюмый один Сталин. Это первое впечатление от "Ленфильма".
Татьяна Вольтская: Что нужно, чтобы "Ленфильм" стал мощной конкурентоспособной киностудией? Говорит музыкант, кинокомпозитор, продюсер Андрей Сигле.
Андрей Сигле: Первое, что — поддержка государства очень важна. Большая конкуренция, безусловно, у нас с американским кинематографом. Американский кинематограф во всем мире завоевал очень серьезные позиции, и не собирается их отдавать. Первое что, один разговор — произвести кино. С этим мы справляемся. Мы не справляемся с продажей кино, а это значит кинотеатры, а это значит работа с кинопрокатом. Вот это история, которая распространяется на весь мир. В Москве, как вы знаете, сейчас есть несколько американских студий, и сейчас производят на нашей территории фильмы даже со своим участием. Мне предлагали участвовать в этой программе. Я ужасно обрадовался. Я думаю, как замечательно — сейчас мы сделаем здесь кино, и наше кино, наконец-таки, шагнет за границу, и мы сможем показывать это кино во всем мире. Черта с два. Они сделали эти компании для того, чтобы производить здесь кино, и здесь же его и показывать, и никоим образом не пускать его за границу, не путать его с американским прокатом. Но и Россия, в общем, достаточно большая территория для того, чтобы производить фильмы и получать прибыль. Тут надо обратиться к опыту Франции. Франция, например, очень серьезно охраняет права собственного кинопроизводства.
Татьяна Вольтская: Хотя Андрей Сигле считает нереальным поднять отдельно взятый "Ленфильм", не изменив отношения к отечественному кино в целом, программа развития киностудии на 2008-2012 годы уже есть. По словам генерального директора "Ленфильма" Вячеслава Тельнова, стоимость проекта около 87 миллионов долларов, и большую часть этой суммы киностудия готова заработать сама, при условии первоначальной помощи от государства в 10-15 миллионов долларов. "Ленфильм" предполагается превратить в современный кинокомплекс — построить новые павильоны, реконструировать старые, создать культурно-развлекательный центр с кинотеатром и музеем, организовать регулярные экскурсии по киностудии. В этом году в работе на "Ленфильме" восемь собственных картин, на техническом обслуживании — еще 40 фильмов.