"Александра" номинирована на американскую премию
Фильм "Александра" режиссера Александра Сокурова номинирован на ежегодную премию The Time for Peace Film & Music Awards, которая присуждается за популяризацию гуманистических ценностей в музыке и кино.
Об этом сообщили создатели картины, передает РИА Новости.
Награда была учреждена в 1994 году в Нью-Йорке известными на западе деятелями культуры, супругами Марионой и Робертом Эйнбеками. Уже 14 лет подряд специальным призом отмечаются гуманистические проекты со всего мира. Среди победителей в разные годы были Стивен Спилберг ("Список Шиндлера"), Шарль Азнавур ("Colore Ma Vie"), Хилари Суонк ("Свободные писатели"), Робин Уильямс ("Умница Уилл Хантинг"), Эдвард Цвик ("Кровавый бриллиант") и другие.
Победителей выбирает жюри, в состав которого, помимо известных кинодеятелей и музыкантов, входят послы ООН. В этом году официальная церемония объявления победителей пройдет в Лондоне. Вместе с Галиной Вишневской в номинацию "За лучшую роль" также вошли Анжелина Джоли и Ванесса Редгрейв. Результаты голосования станут известны 12 мая.
Фильм "Александра" повествует о сложных человеческих отношениях и в чем-то перекликается с предыдущими "элегиями" мастера ("Отец и сын", "Мать и сын"), но эта история — давний замысел режиссера снять фильм с участием великой оперной певицы Галины Вишневской, пишет Newsru.com.
По сюжету, пожилая женщина Александра приезжает в военную часть навестить внука, офицера Российской Армии, служащего в Чечне. События этих двух дней — долгий ночной разговор с внуком, молодым офицером, как непростой путь навстречу друг к другу, случайная встреча с незнакомой местной женщиной, дающая потерянную было надежду, прогулка по "раненому" городу — глубоко тронут ее душу.
С Александром Сокуровым побеседовала обозреватель "Известий" Вита Рамм.
— "Александра" — не первый ваш фильм о войне, в 1995 году появилась документальная элегия "Духовные голоса". Вы полагаете, что противостояние войны и мира — основная проблема в жизни России?
- Посмотрите на нашу многовековую историю. Ведь Россия — страна, вечно воюющая. Народу постоянно внушалось, что всегда надо быть готовым к войне. Такое воспитание не проходит бесследно. Я сам сын военного, детство мое прошло в переездах. Хорошо помню, как мы жили в гарнизоне в Польше. Там по окрестностям еще не были убраны развалины, оставшиеся после бомбежек. И я никогда не забуду ощущение жути, которое исходило от этих руин. Потому в "Александре" для меня особенно важным было место съемок. Но не просто конкретное географическое название — Чечня, а земля, где только-только закончилась война.
— Стоило ли все-таки снимать в реальных условиях и подвергать опасности Галину Вишневскую и всю съемочную группу?
- Конечно, проще всего построить декорации разрушенных многоэтажек и лишь для монтажа подснять кавказские пейзажи. Но это было бы другое кино. Там, в Чечне, еще разлито чувство тревоги и печали. Там проходит граница между жизнью и смертью, и никакие декорации не способны это воспроизвести. Я благодарен продюсеру Андрею Сигле. Он приложил усилия к организации съемок, потому фильм и состоялся. Причем Андрей не только продюсер фильма, но и композитор. "Александра" — наша четвертая совместная работа после"Тельца", "Отца и сына" и "Солнца", в которой звучит его тонкая музыка. И я благодарен оркестру Мариинского театра и маэстро Валерию Гергиеву, что они нашли время записать музыку.
— В вашем фильме нет ни одного боевого эпизода. А ведь это так эффектно — когда в кадре взрывы, дым, пальба...
- Вы говорите о беллетристике войны. Но "Александра" — не военный фильм. Он — о жизни в экстремальных условиях, которую люди уже воспринимают как норму.