"Документально" провинившиеся
"В кинодокументалистике Россия превратилась в инвалида, которому все уступают место",— сказал английский критик, резюмируя конкурсную программу фестиваля Visions du Reel ("Взгляды на реальность") в швейцарском Нионе.
На одном из самых авторитетных конкурсов документального кино сразу несколько картин посвящены России. "БАМ" финского документалиста Юни Хитунена рассказывает о стройке коммунизма последних лет советской власти — с чего она начиналась, как шла и во что выродилась. В фильме Нино Киртадзе "Дураково, деревня дураков" показывается строительство вертикали власти в отдельно взятом реабилитационном центре в реальной деревне Дураково. Фильм Дениса Снегирева "24 часа в городе N" ("Между медведом и волком") посвящен делу Станислава Дмитриевского, правозащитника, осужденного за то, что он опубликовал выдержки из обращений Ахмеда Закаева и Аслана Масхадова. Он говорит о крушении судебной системы в России. Вне конкурсной программы был показан фильм, посвященный убийству журналистки Анны Политковской. После просмотра этой картины организаторам этого фестиваля ничего другого не оставалось, как устроить дебаты по России, в которых адвокатом "документально" провинившейся страны выступал известный французский славист Жорж Нива.
По его словам, в России действительно происходит много несправедливого, но то, что показывают в своих фильмах документалисты, не дает полной картины. "Европейцы любят, когда их пугают",— резюмировал Нива.