Россия удостоилась "Особого взгляда"

Объявлена конкурсная программа 61-го Каннского кинофестиваля, который пройдет с 14 по 25 мая. В программу "Особый взгляд" вошел фильм Сергея Дворцевого "Тюльпан". Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Первое впечатление: Каннский фестиваль помолодел. Кроме Клинта Иствуда ("Changeling"), Вима Вендерса ("Съемки в Палермо") и Филиппа Гарреля ("Граница рассвета"), среди режиссеров-конкурсантов нет ветеранов. Разве еще только — скорее не по возрасту, а по положению,— братья Дарденн, уже дважды получавшие Золотую пальмовую ветвь и вновь решившиеся выставить свою новую картину в каннский конкурс.

Преобладают же в нем кинематографисты среднего возраста или моложе. Среди них есть знаменитые — как американец Стивен Содерберг ("Че"), канадец Атом Эгоян ("Поклонение") и турок Нуре Бильге Джейлан ("Три обезьяны"), давно принадлежащие к каннской номенклатуре. В конкурсе примут участие и венецианский победитель китаец Цзя Чжанке ("Город 24"), и берлинский лауреат бразилец Вальтер Саллес ("Linha De Passe"). Все это — цвет кино XXI века, и почти никто из этих режиссеров не был известен 20 лет назад.

Для аргентинки Лукреции Мартель ("La Mujer Sin Cabeza"), венгра Корнела Мундручо ("Дельта") и еще нескольких режиссеров нынешний год вообще дебютный в конкурсе Канна. Сценарист-оскароносец Чарли Кауфман дебютировал в режиссуре фильмом "Синекдоха, Нью-Йорк" — и тут же отправился в Канн. Чтобы уравновесить баланс новых и популярных имен, организаторы фестиваля включили в официальную программу, но вне конкурса "Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа" Стивена Спилберга, новую ленту Вуди Алена "Вики Кристина Барселона", фильм "Наблюдение" Дженнифер Линч, дочери Дэвида Линча, фотография которого украшает фестивальный постер. Обещают также привезти в Канн целую когорту звезд — Харрисона Форда, Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, которая будет заседать в международном жюри и, естественно, Шона Пена, который его возглавит.

Представительство территорий и культур в этом году тоже не совсем традиционно. Всего два французских фильма (второй, помимо ленты Филиппа Гарреля,— "Рождественская история" Арно Деплешена с Катрин Денев в главной роли). И целых два итальянских: для Канна, не жалующего в последние годы своих соседей, это много. Италию представят не Бертолуччи и не Моретти, а два перспективных, модных и все еще молодых режиссера — Маттео Гарроне ("Гоморра") и Паоло Соррентино ("Il Divo"). Меньше, чем обычно, будет восточных фильмов: нет ни Кореи, ни Японии, ни Ирана, зато есть Сингапур и Филиппины. Хорошо представлена Латинская Америка: только Аргентина будет участвовать двумя фильмами, не говоря о том, что одна из частей дилогии "Че" называется "Аргентина". А вот Восточной Европе досталось, как обычно, одно вакантное место: на сей раз его заняли не румыны, а венгры.

Российских фильмов в конкурсе нет ни одного, так что прошлый год, когда мы были представлены двумя картинами, судя по всему, еще долго будет вспоминаться как исключительный. Хотя это и вызывает огорчение, честно говоря, выбор был не такой уж большой — если говорить о конкурсе. Зато много предложений из России, особенно от молодых, рассматривалось для участия в параллельных программах "Особый взгляд", "Неделя критики" и "Двухнедельник режиссеров". И в итоге Россия будет представлена в этом году в Канне все же не только впервые организуемым национальным павильоном на набережной Круазетт, в котором будет праздноваться 100-летие российского кино и 50-летие награждения в Канне Золотой пальмовой ветвью фильма "Летят журавли" (единственная наша победа такого ранга за всю историю Канна). В программу "Особый взгляд" включен фильм Сергей Дворцевого "Тюльпан". По неофициальной информации, еще, по крайней мере, две российские картины рассматриваются в качестве потенциальных участниц фестиваля, который в этом году как никогда поздно завершает процесс формирования программ. О том, как в конечном счете будет выглядеть наше представительство на самом престижном киносмотре мира, мы расскажем в ближайших номерах.



Сайт управляется системой uCoz