Tribeca — восходящая звёзда
Сегодня открывается кинофестиваль в Трайбеке (23 апреля — 4 мая), который был учрежден шесть лет назад после атаки террористов 11 сентября с целью внести вклад в возрождение Нижнего Манхэттена.
ТРАЙБЕКА: ГДЕ ОНИ СЕЙЧАС
Основанное Робертом Де Ниро, Джейн Розенталь и Крейгом Хаткоффом пятидневное мероприятие привлекло 150 тысяч зрителей в 2002 году. Сегодня Трайбека расцвела в одно из главных событий фестивального календаря, расширившись до 12 дней и привлекая 500 тысяч посетителей. Фестиваль застолбил себе место на радарах американских и зарубежных представителей кинобизнеса.
"Это хороший фестиваль, поскольку он действует как фильтр, отбирающий лучшие фильмы, — говорит вице-президент по закупкам и производству компании IFC Арианна Бокко, которая регулярно посещает фестиваль. — Какие-то фильмы новые, какие-то мы могли пропустить на других фестивалях. Иногда мы не приобретаем фильмы во время самого фестиваля, но он дает нам возможность посмотреть хорошие фильмы в ограниченное время".
В этом году будет показано всего 120 полнометражных фильмов — на 25% меньше, чем в прошлом, — в ответ на критику, что некоторые фильмы затерялись в перегруженной программе просмотров.
ДРАМЫ
Среди 14 игровых и 12 документальных картин в конкурсной программе есть ряд сильных драм.
Состоятся мировые премьеры мексиканского психологического триллера режиссера Альфонсо Пинеды Ульоа "Любовь, боль и наоборот" (Love, Pain and Vice Versa), вызвавшей большую дискуссию американской ленты Джеймса Моттерна "Дальнобойщик" (Trucker), документального фильма Кифа Дэвидсона "Кассим: мечта" (Kassim The Dream) о бывшем угандийском ребенке-солдате, ставшем боксером, и документальной либерийской повести Джини Ретикер "Помолись, чтобы дьявол вернулся в ад" (Pray the Devil Back to Hell). В целом на фестивале состоятся 53 мировых премьеры.
По словам художественного директора Трайбеки Питера Скарлета, программа свидетельствует, что "мир по-прежнему находится в отчаянном положении", о чем, в частности, говорят конкурсные документальные ленты, "демонстрирующие пристальный бескомпромиссный взгляд на это в пятый год нашей войны в Ираке".
Программа была отобрана из 2329 представленных фильмов. "Мы продолжаем проникать в ареалы, где инструменты кинопроизводства становятся все более доступными, — говорит Скарлет. — С одной стороны это означает, что отборочной комиссии приходится отсматривать огромное число плохих фильмов, но среди них встречаются такие маленькие чудеса как "Багдадская школа" (Baghdad High)". Он имеет в виду документальную картину, продюсированную BBC, HBO и Arte о четырех одноклассниках (курд, христианин, шиит и суннит) в Багдаде, которым дали камеры, чтобы они снимали свой последний год учебы в школе. "Камера становится их другом, которому они поверяют все. Мы видим все больше и больше подобных фильмов", — говорит Скарлет.
ВОСХОДЯЩАЯ ЗВЕЗДА
Сами киношники уверены, что Трайбека приобретает все большее значение. В преддверии фестиваля The Film Sales Company Эндрю Хервица приобрела три фестивальных картины: драму с участием Сисси Спейсек "Лейк-Сити" (Lake City), историю взросления подростка "Мяч не лжет" (Ball Don't Lie) и документальную ленту "Гость Синди Шерман" (Guest of Cindy Sherman).
Закупщики и другие руководители киноиндустрии, которые посещают фестиваль, считают его хорошей возможностью для встреч, особенно поскольку он удачно укладывается между двумя крупнейшими северо-американскими фестивалями в Сандансе и Торонто, которые разделяет девять месяцев.
Однако источники в киноиндустрии намекают, что программа этого года не предложит реальных прорывных хитов. "В прошлом году ожидания были выше, — говорит один нью-йоркский закупщик, который предпочел остаться анонимным. — В прошлом году было больше крупных актеров и интересных режиссеров. Мои конкуренты думают так же. Это неудачное время года, чтобы получить к себе премьеры, которыми они хотят привлечь тех, кто покупает фильмы, — продолжает дистрибьютор. — Но к фестивалю огромное внимание прессы. Намного большее, чем к другим кинорынкам".
Действительно, руководитель отдела продаж компании Cinetic Media Сара Лэш, которая продает в Трайбеке три фильма, указывает, что достигнутый общественный резонанс очень велик для столь молодого фестиваля. "Проводить фестиваль, на котором присутствуют местные, национальные и международные представители, нелегко, — говорит она. — В Трайбеке руководители кинокомпаний из Лос-Анджелеса бывают от случая к случаю. А ведь Трайбека — очень благоприятное место для того, чтобы "открывать" фильмы".
В этом году 66 кинематографистов представлены своими полнометражными дебютами. Список компании Cinetic включает в себя конкурсную картину "Дальнобойщик", а также психологический фильм ужасов "Изнутри" (From Within), который будет показан в полуночной программе, и ленту "Барт снял номер в гостинице" (Bart Got a Room).
"Каждый год все по-другому. Отправляясь на фестиваль, я стараюсь не ожидать слишком многого, — говорит Бокко из компании IFC, повторяя мысли других дистрибьютеров. — Это великолепная возможность встретиться с людьми и хорошее время заняться бизнесом. И мне очень нравится то, что фестиваль пропагандирует Нью-Йорк".