"Будем прокатывать и высокобюджетное кино"
Сразу после первого фестиваля фильмов "Кино без границ" вице-президент и креативный директор компании "Кино без границ" встретился с Бюллетенем Кинопрокатчика, прослышавшим про грандиозные планы компании, вот уже год работающей бок-о-бок с заинтересованными инвесторами. Продолжение интервью расположено здесь.
БЮЛЛЕТЕНЬ. В начале апреля вы провели в Москве фестиваль своих главных фильмов. С чего вдруг?
МАЗУРОВ. Все от богатства. У нас в библиотеке много фильмов, среди которых и хиты, и картины, собравшие в кинопрокате очень немного в сравнении с заплаченными за них деньгами. Но и те, и другие как бы недосмотренные. Их точно видело меньше людей, чем могло бы. И все эти фильмы хранятся у нас, за исключением тех, что в единственном экземпляре в Госфильмофонде. Мы решили показывать их в рамках ежегодного фестиваля. Мы рассчитываем проводить его два раза в год , хотя, конечно , все зависит от его популярности. В отличие от "Эйфории", показывающей предпремьерные фильмы, мы будем наоборот показывать "старые" фильмы, которых много, все качественные, субтитрированные, с плакатами и другой необходимой продукцией для раскрутки в рамках фестиваля. Зритель подрастает, меняется, а за 10 лет у нас накопилось несколько сотен фильмов, часть которых мы и показали в рамках 16 сеансов, по 150 рублей билет.
БЮЛЛЕТЕНЬ. Чисто символическая цена. Не было цели заработать?
МАЗУРОВ. Такой была позиция компании— использовать фестиваль как площадку для новой формы промоушена артхаусного брэнда в форме гуманитарной акции. Сбор денег нас мало интересовал. Фестиваль посетило около двух тысяч человек, то есть в среднем на сеанс пришлось по 170 человек — нормальное количество, хотя там зал на 440 мест. Мы не вкладывались в рекламу деньгами, разве что потратились на полиграфию. Наверное, осенью вложимся еще и в рекламу: зал на 440 мест хотелось бы заполнить. Когда в зале сидят 250-300 человек — это дает другое ощущение фильму. Не скажу, что ЦДЛ лучший зал в городе, но для арткино — приятный. Когда-то мы своим фильмом открывали ЦДЛ и даже "назначали" ее "главной арт-хаусной площадкой столицы", когда ушли из "35 мм", тогда она собирала по 250 человек в зале на сеансе. Но ЦДЛ принадлежит "Каро" и зал быстро умер как системная артхаус-площадка: сдача зала в аренду разрушает график кинопоказов, и для зрителя, который хочет заранее спланировать свой досуг, кинотеатр быстро потерял свой авторитет. Зато для любых кинофестивалей ЦДЛ идеален.
БЮЛЛЕТЕНЬ. Следует ли рассматривать фестиваль из фильмов компании за последние 7 лет как внешний признак того, что "Кино без границ" выходит на новый виток своего развития?
МАЗУРОВ. В каком-то смысле итоги этим фестивалем мы, разумеется, подвели. Но наш перманентный фестиваль ведь не кончается: каждые две недели мы выпускаем фильм, хотят — не хотят этого зрители или другие деятели кинорынка. Так установилось. В первой половине прошлого года мы вышли на наш максимум: где-то 24-30 фильмов в год, а это очень много. Никакая компания все равно больше выпустить не может, а усилия по выпуску затрачиваются в одинаковом объеме, выпускаешь ты фильм на 500 копиях или нет. Просто, выпуская 500 копий фильма, нужно человек 10-15 для их обслуживания на уровне рекламы, нам же сейчас достаточно пяти. Когда мы осознали, что нам физически не хватает оборотных средств, чтобы проплачивать весь механизм, что нуждаемся в инвесторе, мы продали 50% пакета акций шведской компании Maywin Media AB, (полноправного владельца "Кино без границ") стратегическому инвестору, который очень этого хотел, — компании Ritzio и одному из ее совладельцев Олегу Чамину. У компании есть своя всероссийская сеть магазинов кино и музыки "Настроение", своя сеть автоматов по продажи DVD-дисков, своя компания по выпуску DVD (торговая фирма "Никитин"), выпускающая теперь все наши DVD, серийные и несерийные. Этому партнерству уже год, оно успешно, наши партнеры выполняют все свои обязательства, и мы просто стали чувствовать себя уверенней, несмотря на то, что по преимуществу стараемся пользоваться своими средствами — средствами, которые зарабатываем. И у Чамина, и у Ritzio есть, помимо DVD-компании, кинопроизводственная структура, которая, например, произвела картину "Самый лучший фильм" и хорошо на нем заработала. Есть у него и медиа-бизнес: журналы "Billboard" и IVAN, например...
БЮЛЛЕТЕНЬ. Чем же компания "Кино без границ" так заинтересовала Олега Чамина?
МАЗУРОВ. Нашей библиотекой фильмов и репутацией "Кино без границ". Он консультировался с экспертами и первое, что он сказал нам при встрече было "Ваша репутация вас обгоняет". Сейчас свой артхаусный максимум мы выполняем. В течение года мы каждые 2 недели выпускаем по релизу, параллельно осуществляя ежемесячный выпуск очередного фильма новой эротической серии "Запрещено к показу!" — их сложно назвать шедеврами мирового кино, и выпускаем мы их на DVD, поскольку этих картин просто нет на кинопленке.
БЮЛЛЕТЕНЬ. Это экономически целесообразней, показывать фильм в DVD-проекции?
МАЗУРОВ. Альманах эротических новелл 5 режиссеров "Запрещено к показу!" показанный нами с DVD собрал $ 100 000 — даже немного больше, чем обладатель Золотой Пальмовой ветви Канн 2007 — "4 месяца, 3 недели, 2 дня", выпущенный нами на кинопленке (впрочем, картина все еще в активном кинопрокате по стране). Если интерес к такому кино существует, почему бы его и не поддерживать? Второй в этой серии вышла картина Дамьена Одуля, венецианская картина, еще никак не пропираченная (мы выпустили ее первыми), и тоже прекрасно собрала несколько десятков тысяч долларов. Серия игриво называется "Запрещено к показу!" — как шутка, как напоминание о том затянутом приключении с получением прокатного удостоверения одноименной картиной. Впрочем, все фильмы этой серии имеют прокатные удостоверения. Третьей картиной будет "Вам звонит Градива", лента великого сценариста и писателя Роб-Грийе, ушедшего от нас в декабре. Не скажу, что мне нравится этот фильм — он мне не нравится. Но его снял такой важный в истории кино человек, как сценарист картины "В прошлом году в Мариенбаде". Так почему бы его не показать? Эту ленту невозможно найти ни на DVD, ни на пленке — нигде. Он снял эту картину, показал на Венецианском фестивале и умер, а уже мы картину эту нашли, как-то откопали и покажем. В стране есть поклонники актрисы Дэни Вериссимо — французской порнозвезды марокканского происхождения, сыгравшей в "Градиве" главную роль, и они должны видеть свою звезду, благо французские порнозвезды, в отличие от американских, всегда позитивно воспринимаются интеллектуальной аудиторией. (улыбается)
БЮЛЛЕТЕНЬ. То есть потолка вы достигли — выпускаете 30 фильмов в год. Что дальше?
МАЗУРОВ. Теперь есть желание создать компанию, которая будет прокатывать большое кино. Не заведомо коммерческие хиты, а, скорее, высокобюджетный арт-мейнстрим, который можно покупать у больших независимых компаний. Вдобавок ко всему, мы ведь не ограничены географией и с равным вниманием будем рассматривать как американские картины, так и немецкие, французские, лишь бы они были бы интересны, а мы могли бы на них зарабатывать. Компания создается всерьез и надолго, для выпуска 5-6 высокобюджетных фильмов (в том числе и со звездами мирового кино) в год, с солидными рекламными бюджетами, 4-5 фильмов — уже в 2009-м. У нас несколько десятков открытых кадровых вакансий, мы зовем работать всех желающих, приглашая их на настоящие рыночные зарплаты. С 1 июля мы начинаем рекрутинг, а уже с 1 августа первые сотрудники могут заступить на работу, чтобы начать срабатываться, попытаемся сначала собрать команду. Перед компанией не стоит задача выхода на 24 большие картины в год, не собираемся куда-то бежать, однако если раньше бюджет наших закупок на крупных кинорынках был несколько сотен тысяч евро, то уже бюджет ближайшего Каннского кинорынка будет несколько миллионов, поэтому мы, естественно, будем покупать фильмы по пятизначными ценам. Наш рыночный опыт позволяет нам строить и выполнять такие планы. Есть еще явно нераскопанные ниши в мировом кинематографе, несмотря на активную покупатеьную способность российских компаний, которые в мировом масштабе себя уже успели хорошо зарекомендовать.
БЮЛЛЕТЕНЬ. С чего начнете?
МАЗУРОВ. У нас есть дублированный детский фильм — волшебная немецкая анимация "Три разбойника", нарисованный в стиле известного отечественного мультика "Принцесса была прекрасная, погода была ужасная"... У нас нет амбициозных задач подвинуть кого-то на рынке, какую-то конкретную компанию, "Люксор", "Парадиз" или "Вест". Есть задача создать компанию, которая могла бы прокатывать фильм с другим порядком цен на рынке и с ориентировкой на массового зрителя, масштабом 300-500 копий. Опять же есть картина, которую произвела компания Ritzio, которую мы, как молодая, начинающая компания, не хотели бы прокатывать, поскольку не уверены в своих силах — картина "Возвращение Мушкетеров" с бюджетом $10 000 000. Искренне надеюсь, что этот проект пройдет стороной мимо такой неопытной компании, как наша, и его выпустит другая замечательная компания — например, "20 век Фокс". (улыбается)
БЮЛЛЕТЕНЬ. Почти 10 лет работы на рынке артхауса, и вдруг такой резкий скачок вверх, в сектор арт-мейнстрима. Потребность развиваться, желание инвесторов или спонтанное решение?
МАЗУРОВ. Желание инвесторов, в формировании которого немалую роль сыграла и история с выделением в ЦПШ линии CP Classic . У нас большой авторитет на рынке, мы внимательно просматриваем сотни фильмов, покрываем рынок и вполне естественно, что у нас появилась потребность в дополнительном инструменте, чтобы получить возможность купить фильмы, которые мы иногда не тянули по деньгам, хотя у нас никогда не было технической проблемы купить такие коммерческие хиты, как "Париж, я люблю тебя" или "99 франков".
БЮЛЛЕТЕНЬ. Как будет устроена эта компания?
МАЗУРОВ. Создана западная компания, на которую будут закупаться картины, прокатывать их будет та же компания, "Кино без границ", но команда, которая будет работать над этим фильмом, будет совершенно отдельной командой с отдельным рекламным и прокатным отделом. Подразделение будет называться, возможно, "МMETROPOLIS-Кино" — броско, понятно каждому и при этом с родным нам киноведческим контекстом. Впрочем, название мы сейчас обсуждаем. Иначе говоря, будут два бренда, под единым юридическим лицом в России, но фильмы будут покупаться будут на отдельную западную компанию.
Что касается команды закупок, то к Каннскому рынку она, конечно же, серьезно расширится. Закупки мы всегда делали вдвоем с Сэмом. Теперь нас будет четверо, к нам присоединяется замечательный опытный профессионал Алексей Простяков, который 8 лет был главным редактором "Премьер Видео Фильм", а сейчас работает в нашей структуре главой закупок "Торговой фирмы "Никитин" со своим бюджетом. "Никитин" выпускает все наши картины и уже собрала параллельно для выпуска на DVD пару сотен очень сильных и никогда не выходивших на цифровом носителе в России фильмов. Купили совсем недавно пакет картин у Володи Артеменко, Топ Фильм Дистрибьюшн, на солидную сумму — большой пакет.
БЮЛЛЕТЕНЬ. Отдел букинга тоже вырастет?
МАЗУРОВ. Мы должны будем набрать в отдел букинга порядка семи человек. Естественно, артхаусный букинг существует отдельно.
ГЛАВНЫЙ АРТХАУСНЫЙ И ТУПОПРОКАТЧИКИ
БЮЛЛЕТЕНЬ. Вы периодически меняете свои премьерные площадки. Несколько последних лет назад вы стартовали только в "Фитиле", зимой открывали прокат в "35 мм", а совсем недавно сосредоточились на "Художественном". Чисто риторический вопрос — что не так с "Фитилем"?
МАЗУРОВ. "Фитиль", к сожалению, заинтересован только в ресторанной деятельности. Люди им звонят, спрашивают: будет сеанс? Им отвечают: будет. Зрители приходят, а их не пускают, там корпоративная party. Кинотеатр ведет себя ненадежно по отношению к зрителю, хотя мог собирать деньги, когда мы ему давали эксклюзивно какие-то картины — по $10-15 тыс. за 2 недели собирал. Мы перевели его на второй экран, а что делать, если кинотеатр не оправдывает себя как площадка. Мы не можем управлять размещением информации на их сайте, не можем сделать того, что умеем, потому что у них на уровне площадки — постоянный хаос, кадровая чехарда и разгильдяйство.
БЮЛЛЕТЕНЬ. А что за история между вами и кинозалом "35 мм"? Вас там как-то не особенно жалуют в последнее время вне зависимости от масштаба ваших проектов.
МАЗУРОВ. В начале работы кинозала сотрудничество компании "Кино без границ", компании ЦПШ и людей, управлявших этой площадкой, было очень успешным. Те цифры, которые тогда делали там наши фильмы и фильмы ЦПШ, вполне сопоставимы с сегодняшними доходами этой площадки, и иной раз даже их превосходили, хотя сейчас площадка работает еще и вторым залом, которого тогда не было. Потом мы ушли: кинотеатр не выполнял своих обязательств, начал совершенно неоправданно вмешиваться в репертуарное планирование. Им казалось, что фильмы Киры Муратовой ("Второстепенные люди") или Жан-Жака Бенекса ("Приключения трупа") — это что-то недостойное их площадки. "Нашему зрителю будет скучно", — говорили они. Мы ушли, оставив за собой разработанные нами определенные правила работы кинозала, которые соблюдались и очень много лет спустя. Пять лет площадка не работала нашими фильмами, которые мы им регулярно, тем не менее, предлагали, получая в ответ: "Китано? — ну, пришлите посмотреть кассету". Однако есть фильмы, которые действительно надо посмотреть, чтобы принять решение по букингу, а есть картины, с которыми все и так понятно. И в "35 мм" серьезные фильмы не выходили довольно долго, площадка стала более гламурной, а в репертуар состоял преимущественно из европопсы, к чему их отчасти обязывала причастность к международной структуре поддержки европейского кино — "Европа-Синема". Позже это изменилось, мы стали иногда работать: порой они немного морщились от некоторых фильмов и брали далеко не все, а мы не навязывали, изменив позицию на менее радикальную. И сейчас они берут то, что считают нужным: первым экраном и не всегда устраивающим нас форматом, что для нас, как главного артхаусного прокатчика, не всегда приемлемо. Может, кто-то не согласится, а может, CP Classic скажет: нет, мы главный. Команда, которая руководит кинозалом во главе с Надей Котовой, — это в значительной мере бывшая команда КБГ. Надежда Котова — бывший директор компании КБГ, Аня Зимина — бывший референт компании, Денис Каргаев начинал в Москве у нас в прокатном отделе. Это их старт. И наше партнерство мы воспринимаем как партнерство главного артхаусного прокатчика и главной артхаусной площадки, в котором стороны должны быть взаимозаинтересованы. Но мы не получаем приоритета на этой площадке, хотя нам интересно работать с "35 мм".
БЮЛЛЕТЕНЬ. Может быть, у площадки есть ощущение, что вы для нее менее важны, чем она для вас?
МАЗУРОВ. К сожалению, это не подтверждается даже математически. Она потеряла лидерство по сборам артхаусных фильмов в России. Лидерами являются четыре площадки: санкт-петербургские "Дом Кино" и "Родина", "5 звезд на Новокузнецкой" (никто не собрал таких денег на "Скафандр и бабочка", как "5 звезд", где фильм стартовал вторым экраном) и кинотеатр "Салют" в Екатеринбурге. Московский кинотеатр "Художественный" с его холодным малым залом и билетами дешевле — лидер по зрителям. "Кинозал 35 мм" — сильная площадка, но она не делает даже и четверти сборов наших картин, у них откровенно завышенная самооценка. Почему? Потому что снисходительно ставят хорошие фильмы на 2 сеанса. Два сеанса фильма "Контроль" — это 15 тысяч рублей, 3 сеанса — 25 тысяч, и так мы теряем деньги. У нас всегда есть хороший фильм, он будет идти, мы все доберем в других залах, но ведь скорость прихода кассовых сборов тоже важна. Подобная история недавно повторилась с новым Ким Ки-Дуком: кинотеатр сказал, что хочет фильм, но... снова на 2 сеанса. Режиссеров, которые собирают "по-любому", можно пересчитать по пальцам: Ларс Фон Триер, Ким Ки-Дук, Эмир Кустурица, Педро Альмодовар, Такеши Китано, Отар Иоселиани, братья Коэны, Вуди Аллен... Понятно, как их ставить: на 3-4 сеанса в день — только тогда мы видим, как идет картина. А Ким Ки-Дук — это уровень: во первых, потому что Ким Ки-Дук, во-вторых, его фильмы не выходили год, он не частит, как Джонни То — по 3 фильма в год. Помимо этого, Ким Ки-Дук — уже устоявшийся режиссер, чей первый фильм прокатывался именно там, в "35 мм". Плюс, ролики крутятся давно; нет задержки с рекламой, и вообще это — УРОВЕНЬ — конкурсная программа Каннского кинофестиваля. А "Летний дождь" Бандераса стоит в это время 2 сеансами: очень хорошая фамилия, но крайне неудачный фильм, механически невостребованный конкурсом ни одного фестиваля мира, выпущенный 1,5 года назад — слабый, не очень состоявшийся как кино. Как это понимать? Поэтому отношения наши с кинозалом складываются очень непросто, что началось в самый момент, когда Надя, замечательный промоутер этой площадки, прекрасный специалист по привлечению спонсоров, проведению фестивалей, вдруг почему-то стала заниматься букингом. Мы не можем давить, мы можем только согласиться или не согласиться. И когда нам предлагают картину Фрэнсиса Форда Копполы поставить тоже двумя сеансами, мы просто предлагаем забыть об этой картине. Это не "верняк", но это Коппола, который не снимал уже много лет; тут сама история кинематографа возмущенно встанет и начнет грозить им пальцем! Поэтому благодаря позиции "35 мм" и ее букера нам приходится делать ставку на другие площадки.
БЮЛЛЕТЕНЬ. На какие?
МАЗУРОВ. В частности, на площадки компании "Парадиз", с которыми мы отлично поработали на фильмах "Контроль", "Скафандр и бабочка" и Ким Ки-Дуке — это видно по сборам. "35 мм" уже серьезно проигрывает им по деньгам, теряя на сильных картинах, например, на "Контроле", который шел параллельно с "Каждому свое кино". Мы не могли испортить этот сильный проект и вообще эти альманахи хорошо воспринимаются зрителем, не было никаких претензий по количеству сеансов, но фильм чередовался — два-три сеанса. Два сеанса в день снижали бокс-офис картины на 50%, что для нас как для прокатчиков было не очень выгодным. А у фильма Антона Корбайна был мощный, сносящий город, промоушен, вместе с нашими партнерами — организаторами его выставок — мы с нуля превратили режиссера в абсолютно культовую фигуру. Три года назад выставку Корбайна в Санкт-Петербурге посетило 3 тысячи человек, а в этом году — 23 000, вот разница. Но когда кинозал пренебрегает нашими фильмами, а вместо этого ставит "Летний дождь" или "Все песни только о любви", самую слабую картину прошлого Каннского фестиваля, которую мы даже не купили, хотя все основные призовые ленты фестиваля прошлого года собраны "Кино без границ". Поэтому и получается, что мы в силу тяжести наших возможностей, качества фильма и качества промоушена (как бы к нему не относились) с гораздо большим удовольствием работаем на площадках "Парадиза". Дирижер Армен Бадалян аккуратно маневрирует сеансами, ведет вообще ежедневную ручную работу — настоящего европейского уровня.
БЮЛЛЕТЕНЬ. Слово артхаус не перестанете использовать? Некоторые прокатчики, в частности ЦПШ, считают, что это слово себя дисквалифицировало, авторское кино называют теперь "арт-мейнстримом".
МАЗУРОВ. Это — вопрос стратегии. Если фильм прокатывает КБГ — это уже не арт-мейнстрим, это артхаус. Самый арт-мейнстримный наш фильм за последний год — это гламурная трагедия Джулиана Шнабеля "Скафандр и бабочка", заработавший уже 100 тысяч долларов тремя копиями. Но от термина "артхаус" мы отказываться не собираемся. Потому как "Кино без границ" не занимаемся экспортом развлечений по преимуществу, мы занимаемся экспортом мирового киноискусства, и это принципиальная позиция.
P.S. Окончание — в электронном номере Бюллетеня Кинопрокатчика 30 апреля и по этой ссылке.
Справка о компании "Кино без границ"