Трайбека: семь лет творения

В Нью-Йорке в следующую среду, 23 апреля, начинается 7-й ежегодный международный кинофестиваль Трайбека. Он был учрежден после терактов 11 сентября 2001 года для стимулирования деловой и культурной активности в Нижнем Манхэттене, парализованной на какое-то время после трагедии. Зачинщиками дерзкого и дорогостоящего проекта стали киноактер Роберт Де Ниро и супружеская чета продюсеров Джейн Розентол и Крейг Хаткофф.

Вот уже седьмой год Трайбека ищет свою идентичность, балансируя между искусством и коммерцией, блокбастерами и артхаусом, светской тусовочностью и профессиональной деловитостью. Мне не раз в прежние годы доводилось критиковать фестиваль за эклектику, хаотичность и гигантоманию. Я приводил в пример другой международный нью-йоркский кинофестиваль, в Линкольн-центре, как образец строгого пуризма, компактности, элегантной скромности и завидного пренебрежения к пустозвонному пиару. Но изучив, пока по верхушкам, программу Трайбеки-2008, я еще раз убедился, что всеядность и амбивалентность по-прежнему имеют место быть. Так что будем считать их фирменными свойствами фестиваля.

И в то же время руководство фестиваля во главе с его художественным директором Питером Скарлетом сделало заметный шаг в сторону упорядочения программы, которая в прежние годы расползалась вширь по тематическим и жанровым сусекам, причем качество отобранного продукта оставляло желать много лучшего. В этом году в программах "всего" 120 игровых лент, на 40 меньше, чем в прошлом. Плюс почти 80 документальных картин. Отбор осуществлялся жесткий — ведь было прислано более 2300 фильмов из 41 страны.

Тем самым, хотят того Де Ниро сотоварищи или нет, Трайбека все больше напоминает осенний фестиваль в Линкольн-центре. Лидер конкурентов Ричард Пенья не гонится за эксклюзивностью и девственностью приглашаемых фильмов, в основном ориентируясь на сливки года, снимаемые им в Канне и Венеции. Трайбека же, в силу календарного цикла, охотится за фаворитами Торонто, Сан-Себастьяна, Токио, Санденса и Берлина.
Благородная культуртрегерская миссия Трайбеки несомненна, тем более если согласиться с тем, что стартовая миссия по оживлению Нижнего Манхэттена давно выполнена и перевыполнена. Фактически весенний фестиваль становится уникальной площадкой для раскручивания зарубежных артхаусных фильмов, пасынков американского массового проката, вчистую игнорируемых мультиплексами.

Среди фаворитов критиков нью-йоркских газет — следующие ленты:

"Кассим-мечтатель" (Kassim the Dream) — документальный фильм об угандийском боксере, ребенком похищенном повстанцами, затем дезертировавшем и бежавшем в Америку.
"Чокнутые" (The Wackness) — комедия, дебют режиссера Джонатана Ливайна (премия публики на фестивале Санденс). Джош Пек играет подростка-наркоторговца, а Бен Кингсли — психотерапевта, который договаривается с ним о лечении на очень своеобразных условиях.
"Огонь под снегом" (Fire Under the Snow) — очень своевременная документальная лента о китайской оккупации Тибета, увиденной глазами буддистского монаха, который отбыл в заключении 30 лет.
"Кус-кус и барабулька" (La graine et le mulet) — семейная драма французского араба режиссера Абделатифа Кешиша. Уволенный докер-араб пытается открыть ресторан североафриканской кухни в помещении старого судна, поставленного на прикол.
"Шарли" (Charly) — новая режиссерская работа известной французской актрисы Исильд ле Беско, наиболее часто появляющейся последнее время в фильмах современного классика Бенуа Жако.
"Мой Виннипег" (My Winnipeg) — "докуфантазия" канадского экспериментатора Гая Мэддина, снятая в иронической эстетике немого кино.
"Человек на проволоке" (Man on Wire) — реконструкция ошеломляющего проекта французского эквилибриста Филипа Пети, который 7 августа в 1974 году восемь раз пробежал по проволоке, натянутой на высоте 1350 футов между башнями тогда еще только построенных близнецов ВТЦ.
Праздником для синефилов несомненно станет ретро-премьера классической комедии Рене Клера конца 20-х годов "Две кроткие души". В этой секции реставрированных шедевров — четыре фильма. Немая картина Клера будет демонстрироваться в сопровождении камерного оркестра Нью-Йоркского университета.
В числе блюд для гурманов критики называют сюрреалистическую комедию аниматора Билла Плимптона "Идиоты и ангелы" (Idiots and Angels), сверхбрутальный триллер Хосе Падильи "Элитный отряд" (Elite Squad) о зверствах полицейского спецназа в трущобах Рио-де-Жанейро и фильм-концерт Джулиана Шнабеля "Берлин" Лу Рида", снятый в Бруклине.

Разумеется, Трайбека не пройдет мимо мейнстрима. Ведь надо же вокруг чего-нибудь заваривать рекламную кашу. Три потенциальных шлягера, как крепежные столбы, "держат" программу. Фильмом для открытия выбрана комедия Майкла Маккаллерса "Малышка-мама" (Baby Mama) с участием Тины Фей и Эми Поулер на злободневную тему суррогатного материнства. Закроет фестиваль 4 мая сверхскоростной триллер "Автогонщик" (Speed Racer) братьев Вачовски, создателей культового сериала "Матрица". А середину феста ознаменует мелодрама про инструктора по восточным единоборствам "Красный пояс" (Redbelt) самого Дэвида Мамета, прославленного драматурга, кумира интеллектуальной Америки.
Листаю программу, которая ежедневно, — сужу по присылаемых с Трайбеки многочисленным имейлам — пополняется все новыми и новыми событиями. Голова идет кругом. Масса встреч, дискуссий с создателями фильмов и экспертами в самых разных областях, от культуры до политики, от мобильной телефонии до научной фантастики. Кстати, к 40-летию эпопеи Стенли Кубрика "2001" будет проведен круглый стол с участием музы-кантов Лу Рида и Глории Эстефан и маститого документалиста Эррола Морриса. А еще планируется серия просмотров в кинотеатре под открытым небом, а также братания кинематографа в лице фестиваля со спортом в лице телеканала ESPN.
Часть из показанных лент будет куплена прокатчиками или уже куплена. Но некоторые из них, как падающие звезды, промелькнут на нашем горизонте и исчезнут навсегда. Так что ловите момент.



Сайт управляется системой uCoz