Анджей Вайда приехал в Харьков
Один из самых известных кинорежиссеров мира поляк Анджей Вайда впервые приехал в Харьков. При этом, первая столица стала первым городом Украины, где презентуется его новая историческая лента "Катынь", которая в этом году была номинирована на премию "Оскар".
Лента "Катынь" — это история о польских офицерах, расстрелянных НКВД в Катыни во время Второй мировой войны. Режиссер изображает трагедию женщин, которые не дождались своих мужчин, братьев и сыновей, историю жизни офицеров, которые были расстреляны по приказу Сталина. Это фильм о тотальной лжи и долгих годах укрывательства правды о кровавых событиях в Катыни. На пресс-конференции Анджей Вайда рассказал, с какими трудностями столкнулся во время работы над лентой и о главной цели своей картины.
Анджей Вайда, режиссер:"Проблема была в том, как закончить фильм. Был бы это второй, третий фильм на одну и ту же тему, были бы варианты. Но это был первый фильм, и в нем нельзя было не показать самого преступления. Но хотелось показать не просто преступление, возмущающее людей. Это должно было быть прощение. И в конце, когда звучит музыка Пиндорецкого, — это как будто вздох всех убитых, и он вызывает тишину."
Автор книги "Харьковская "Катынь", Семен Заворотнов собирал материалы около трех лет. Он говорит, что расстрел в 1940 году в Харькове польских пленных офицеров оставался государственной тайной вплоть до девяностых годов. В сентябре тридцать девятого, говорит историк, когда Красная армия заняла часть Польши, все офицеры, задержанные как пленные, были отосланы в три лагеря. По словам Семена Михайловича, в Медном, частично — в Катини и в Харькове и в домах областных управлений НКВД. Операция была сурово засекреченной.
Семен Заворотнов, кандидат исторических наук:"Я считаю, почему Сталин пошел на это и Берия, первое — это месть за 20-й год — разгром Юго-Западного фронта, в котором он был членом военного совета. И второе — эти офицеры могли возглавить какие-то подпольные террористические группы и вести борьбу против Советской власти."
Технология уничтожения польских офицеров была отработана детально. Прямо с железнодорожного вокзала поляков привозили в подвалы Управления НКВД, которое размещалось в Харькове на улице Дзержинского. Офицеров выводили из камер по одному, сверяли анкетные данные и расстреливали в затылок. При этом мундиры с военных не снимали.
Семен Заворотнов, кандидат исторических наук: "Они боялись, что польские офицеры могут оказать сопротивление, и может возникнуть нежелательный шум. Естественно, 'то связано с тем, что их не раздевали, даже с документами хоронили со всеми."
Через эти ворота каждую ночь вывозили около двухсот тел польских офицеров. Их везли в лес за двенадцать километров от центра города, где предварительно были выкопаны ямы. Именно сюда каждую ночь с пятого апреля по двенадцатое мая тысяча девятьсот сорокового года привозили тела расстрелянных поляков. Сами чекисты называли дорогу, которая кольцом опоясывала тайное тогда кладбище, черной.
Семнадцатого июня двухтысячного года состоялось торжественное открытие Кладбища жертв тоталитаризма в Пятихатках. Здесь покоятся тела почти трех с половиной тысяч польских офицеров и около трех тысяч невинно убитых граждан СССР. Режиссер Анджей Вайда долгие годы считал, что его отец, которого он в последний раз видел в тридцать девятом году, погиб именно в Катынском лесу. Но на этой неделе посетил место, где был похоронен капитан Якуб Вайда. Это кладбище, расположенное в шестом квартале Лесопарка в Харькове..
Анджей Вайда, режиссер: "Я узнал об этом, когда впервые выехал на "Запад" с фильмом "Канал". Тогда я в первый раз прочитал книгу под названием "Катынь" со вступлением генерала Андерса. Там были собраны все материалы. А потом я имел счастье познакомиться с Юзефом Чавским. Он был среди тех польских офицеров, которым удалось спастись, и потом он их разыскивал. При этом последнее письмо отец прислал из Старобельска, это означало, что он находится в "старобельских списках". Значит, среди всех, похороненных здесь, должен быть и он."
Хотя тема гибели отца для режиссера является болезненной, в конце встречи с журналистами Анджей Вайда рассказал о молодом поколении режиссеров и шутил об "Оскар". Через полчаса у 80-летнего кинорежиссера была еще запланирована встреча с харьковскими студентами.