"Декалог" Кесьлевского на телеканале "Культура"
С 16 апреля смотрите на телеканале "Культура" знаменитый десятисерийный художественный телефильм Кшиштофа Кесьлевского "Декалог".
""Декалог" — это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели", — так в автобиографической книге "Кесьлевский о Кесьлевском" охарактеризовал свой цикл сам режиссер.
Изначально планировалось, что Кесьлевский и его постоянный автор Песевич напишут сценарии фильмов, а съемки осуществят десять молодых режиссеров. Однако в процессе работы Кесьлевский решил, что сам будет снимать некоторые фильмы. Позже стало ясно, что он станет режиссером всех серий "Декалога". Для работы над фильмом решили пригласить разных операторов, и каждый из них подходил к поставленной режиссером задаче, исходя из представлений своего поколения, своей школы.
Десять фильмов "Декалога" не связаны единой сюжетной линией, однако в них прослеживается стилистическая и метафорическая общность. Главные герои "Декалога" — обычные люди, случайно "выхваченные" камерой. Главная тема — обычная жизнь, с ее неудачами и обманами, ссорами и примирениями, никчемными преступлениями и глупыми конфликтами. Есть в фильме и "сквозной герой". Некоторые кинокритики называли его ангелом, другие сочли дьяволом, а в сценарии он обозначен как Молодой человек, бесстрастно наблюдающий за происходящими в фильме событиями — историями из жизни обычных людей...
Десять серий фильма перекликаются с десятью заповедями Моисея, написанными на скрижалях, но "Декалог" не является простой иллюстрацией текста Торы. Герои Кесьлевского пытаются найти компромисс между добром и злом, который помог бы им справиться с жизненными проблемами.
Кшиштоф Кесьлевский: "Очень редко удается найти действительно хорошее решение проблемы, обычно мы просто ищем меньшее из зол. Этим и определяется порядочность. Каждый день ставит нас перед тем или иным выбором, когда быть стопроцентно порядочным не удается".
Каждая серия "Декалога" — одна из тех трагических историй, что нередко случаются за закрытыми дверями человеческой души. Так, первая серия ("Не сотвори себе кумира") повествует о человеке, который, уверовав во всесильность компьютера, счел, что машина не может ошибаться. Но именно из-за компьютерной ошибки чуть не погибает его сын. А в фильме под названием "Чтите отца своего и мать свою" студентка находит в комнате отца запечатанное письмо от матери с надписью "Открыть после моей смерти". Мать девушки умерла, и теперь, прочитав ее письмо, студентка узнает, что отец — не родной ей человек. Эта находка навсегда меняет их взаимоотношения.
Кесьлевский: "Мои герои заняты обыденными делами. Свое внимание я сосредоточил на том, что происходит в их внутренней жизни. Раньше я исследовал, прежде всего, окружающий мир, всевозможные внешние обстоятельства: как они воздействуют на людей, и как люди влияют на то, что их окружает. Теперь мне интереснее, как люди ведут себя, вернувшись домой, закрыв за собой дверь и оставшись наедине с самими собой".
Кирилл Разлогов: ""Десять Заповедей" — фильм об общих моральных дилеммах всех времен и народов, хотя, конечно, в большей степени характерных именно для Западной Европы".
Иван Дыховичный: "Кшиштоф Кесьлевский — мастер короткого кино, и среди людей, которые занимаются и занимались этим жанром, равных ему нет. Его фильмы запоминаются без слов, они изумительны по образу, по тону, по настроению. Они стоят перед глазами, остаются в зрительной памяти на уровне не диалога, но образа, чего режиссеру редко удается добиться. Фильмы Кесьлевского отличаются не литературными, а кинематографическими свойствами. В настоящее время кино больше сблизилось с литературой, но Кесьлевсикй представляет другой вариант развития, и в этой области он самый тонкий, самый изящный мастер".