Nature morte времен Чаушеску
Можно утверждать, что французы нанесли румынское киноискусство на мировую карту кино. В начале нового тысячелетия на Каннском фестивале был показан дебютный художественный фильм Кристи Пуи и Кристьяна Мунджу; в 2005 году добился успеха фильм артхаус-линии "Кино без границ" "Смерть господина Лазареску" Пуи (российский DVD-релиз — май 2008), а годом позже там же завоевала приз кинолента Корнелиу Порумбойю "12:08 к востоку от Бухареста" (фильм артхаус-линии "Кино без границ").
Ренессанс румынского кино продолжился в 2007 году, когда главную премию в Каннах получил фильм Кристьяна Мунджу "4 месяца, 3 недели и 2 дня". Лента завоевала множество наград и международное признание кинокритиков, была названа лучшим европейским фильмом, а ее создатель быль удостоен титула "лучший режиссер".
Такой международный успех заставил говорить о новой волне румынского кино и вызвал живой интерес даже в Америке.
Новая румынская волна
По сути, "новая волна" — это новое поколение режиссеров, которые имеют разные взгляды и вкусы, но схожие принципы создания кино. Помимо специальности сценариста-режиссера, все перечисленные постановщики сами продюсируют свои фильмы. Таким образом, речь идет об авторском творчестве в чистом виде.
Как это ни парадоксально, но коллапс, произошедший в румынском кино в 90-х, во многом способствовал развитию местного arthouse-кино — снимать в Румынии фильмы, ориентированные на большие кассовые сборы, невыгодно, так как во всей стране осталось чуть больше 30 кинотеатров.
Объяснить кинематографическое цунами Румынии можно разными причинами: экономика страны стала более стабильной, финансирование кино улучшилось и в связи с этим дебютантам предоставляются все более широкие возможности.
В то же время, нельзя недооценивать вклад самих режиссеров, которые во имя большей творческой свободы предпочитают работать со скромными бюджетами, а из-за отсутствия киносети у себя дома организуют "кинокараваны" для показа своих новых фильмов. Последнее явление в виде "Киноавтобуса" существует и в Эстонии.
И все-таки главный феномен — почему режиссеры именно этого поколения стали избранниками музы?! — объяснить невозможно.
В основу фильма "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунджу легла реальная история, которую режиссеру рассказали 15 лет назад. Это повествование о двух девушках, которые в Румынии, в период правления диктатора Чаушеску, пытаются найти возможность сделать нелегальный аборт.
История напомнила режиссеру о том времени, когда он искал материал для кинопроекта-обращения к своему поколению.
По словам Мунджу, людей его возраста связывает необъяснимое чувство солидарности, которое исходит из знания того, что, по крайней мере, гипотетически они живут в этом мире благодаря запрету на аборт и организованному на государственном уровне беби-буму.
Итак, через фильм "4 месяца, 3 недели и 2 дня" режиссер хотел найти контакт с определенной частью местной публики, а с другой стороны — рассказать универсальную, понятную каждому человеку историю.
В интервью Мунджу неоднократно подчеркивал, что этот фильм можно воспринимать с очень разных позиций, и что в нем говорится не только об абортах и ужасах коммунизма.
Правда, он ничего не хочет говорить о смысле, который сам вкладывает в ленту. Ему как режиссеру было важно рассказать историю, показать бытовые и житейские детали таким образом, чтобы через них раскрылась сложность и многогранность жизни.
Небольшой осколок жизни
Очевидно, что стиль повествования истории Мунджу основан на его манере письма — как бывший журналист, он в первую очередь описывает явления и предпочитает представлять события кинорассказа в реалистичном ключе и линеарной последовательности, по мере поступления. Этим он явно противоречит направлению, существовавшему в румынском кино в конце 80-х и начале 90-х — магическому реализму и языку метафор.
Вероятно, феномен последнего фильма Мунджу в том и состоит, что он вырисовывается из органично рассказанной истории.
В сотрудничестве с оператором Олегом Муту режиссеру удалось создать впечатление, будто увиденное на экране — это лишь небольшой осколок жизни, а сама история — гораздо больше, чем показано.
Чтобы полностью проникнуться картиной, надо обязательно пойти в кинозал, поскольку только там можно в полной мере прочувствовать продолжительные мизансцены, широкоэкранный формат и другие кинематографические приемы.
Элегантно выполненное и сильнодействующее качественное кино.
Фильм артхаус-линии "Кино без границ "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристьяна Мунджу (Румыния, 2007) в таллиннском кинотеатре Sõprus — с 28 марта. Российский DVD-релиз — май 2008 года.