Кинопроект "Золотые шестидесятые"

24 марта в Чешском центре в Москве пройдет презентация проекта "Золотые шестидесятые". Кино оттепели покажут с 25 по 30 марта в Москве, а в нижегородском киноцентре "Рекорд" 25 марта — 8 апреля.

Вниманию зрителей будет предложена программа фильмов "Золотые шестидесятые", представленная Национальным киноархивом Чешской Республики.

Кинопоказы пройдут при поддержке Чешского центра.

Проект "Золотые шестидесятые" в Москве представит историк кино, сотрудник Национального киноархива ЧР Ян ЛУКЕШ. Литературный, телевизионный и кинокритик, публицист и историк, окончил философский факультет Карлова университета в Праге, с 1978 г. начал публиковаться в таких газетах и журналах, как "Литературная газета", где с 1991-94 гг. вел культурную рубрику, "Театральная газета", "Фильм и эпоха" и многих других. В 1988-1991 гг. преподавал историю и теорию кино на педагогическом факультете университета в г. Пльзень. С 1994 г. заведует издательской деятельностью Национального киноархива. С 1999 г. в соавторстве с Яном Шмидом пишет сценарии и ведет телевизионную программу о литературе "Тристатридцатьтри". Автор нескольких публицистических книг и литературе и кино. Является соавтором сценариев к документальному фильму Павла Штингла "Утраченный мир Карела Пецки" (2002) и к фильму Мартина Шулика "Определитель гномов, или Последнее путешествие Лемюэля Гулливера" (2002).

Открытие выставки "ЧЕШСКИЙ КИНОПЛАКАТ".

Выставка подготовлена и предоставлена Моравской галереей в Брно, куратор Марта Сильвестрова.

В либеральной атмосфере 60-х гг. успех чешского киноплаката сопровождал успех "новой волны" в чешском кинематографе. Международный успех чешских кинорежиссеров находил адекватный отклик в искусстве чешских художников, чей стиль находился под влиянием структуралистской абстракции, латтризма, оп-арта, поп-арта, а позже психоделического искусства с реминисценциями сецессии и сюрреализма. Чешский киноплакат 60-х гг. оторвался от своей первоначальной задачи информировать и превратился в независимую творческую художественную интерпретацию кинематографического произведения, приближаясь с помощью использования коллажа и монтажа к кинематографическому языку.

Выставка открыта до 25.04.08 в Москве Чешском центре.

У потолка мешок, полный блох /U stropu je pytel blech/
Под таким названием в 1963 г. вышли в прокат два фильма Веры Хитиловой: художественный фильм "Потолок" и документальный фильм "Мешок, полный блох".

Потолок
1961, 42 мин.
Режиссер: Вера Хитилова
Сценарий: Вера Хитилова, Павел Юрачек
Оператор: Яромир Шофр
В ролях: Марта Канёвска, Юлиан Хитил, Йозеф Абрахам

Чрезвычайно удачный и получивший мировую известность дипломный фильм режиссера повествует о юной Марте. Девушка бросает институт, чтобы работать манекенщицей, но вскоре начинает осознавать всю бесцельность и бессмысленность своего существования.

Мешок, полный блох
1962, 43 мин.
Режиссер и сценарист: Вера Хитилова
Оператор: Яромир Шофр

Особый взгляд на проблемы, ставший со временем типичным для Веры Хитиловой, заметен уже в ее первом документальном фильме о жизни в женском общежитии текстильного завода.

ВОТ придет кот /Až přijde kocour/
1963, 101 мин.
Режиссер Войтех Ясны
Сценарий: Иржи Брдечка, Войтех Ясны
Оператор: Ярослав Кучера
В ролях: Ян Верих, Эмилия Вашариова, Властимил Бродский, Иржина Богдалова, Владимир Меншик и др.

Действие фильма разворачивается в маленьком городке, как будто вышедшем из сказки. В городок приезжает фокусник с ассистенткой Дианой и котом в очках. После представления ассистентка снимает с кота очки, и люди, в зависимости от характера, окрашиваются в разные цвета: влюбленные — в красный, неверные — в желтый и так далее. Потом кот теряется, и в городке начинается суматоха... На XVI кинофестивале в Каннах фильм получил специальный приз жюри и другие награды.

Черный Петр /Černý Petr/
1963, 85 мин.
Режиссер: Милош Форман
Сценарий: Милош Форман, Ярослав Папоушек
Оператор: Ян Немечек
В ролях: Ладислав Яким, Павла Мартинкова, Ян Вострчил, Божена Матушкова, Владимир Пухольт, Павел Седлачек, и др.

Несколько дней из жизни шестнадцатилетнего Петра Ванека, который проходит производственную практику в магазине самообслуживания. Ему поручили присматривать за покупателями, но он не совсем понимает, зачем нужна эта работа. Нравоучения отца и случаи с ровестниками никак не помогают ему в поисках смысла жизни. Своеобразный авторский подход Милоша Формана ярко проявился уже в его первом полнометражном фильме, который был награжден призом чешской кинокритики и довольно доброжелательно принят официальными властями (поднятые в фильме вопросы показались им второстепенными). О Формане заговорили за рубежом.

Конкурс /Konkurs/
1963, 82 мин.
Режиссер: Милош Форман
Сценарий: Милош Форман, Иван Пассер
Оператор: Мирослав Ондржичек
В ролях: Ян Вострчил, Франтишек Земан, Владимир Пухольт, Вацлав Блументал, Иржи Сухи, Иржи Шлитр, Маркета Кротка, Вера Кржесадлова, Ладислав Яким и др.

Фильм состоит из двух новелл о молодых людях и их отношении к музыке. 1. "Если бы не было оркестров...": конкурирующие духовые оркестры страдают от нехватки молодых музыкантов и вынуждены идти на компромиссы...; 2. "Конкурс": о девушках, проходящих отбор в труппу театра "Семафор"...

Музыкальное сопровождение в первой части — духовые оркестры, снимавшиеся в фильме, во второй — все, что стремящиеся к музыкальной славе кандидатки, смогли (а иногда и не смогли) спеть. Фильм снимался не сразу, новелла о театре "Семафор" была доснята до формата полнометражного фильма несколько позже.

О чем-то другом /O něčem jiném/
1963, 82 мин.
Режиссер и сценарист: Вера Хитилова
Оператор: Ян Чуржик
В ролях: Эва Босакова, Вера Узелацова, Йозеф Лангмилер, Иржи Кодет, Миливой Узелац и др.

Первый полнометражный фильм Веры Хитиловой, в котором параллельно показаны истории жизни двух женщин: гимнастки на вершине спортивной карьеры и замужней женщины, воспитывающей ребенка и занимающейся домашним хозяйством. В мастерски сделанном с точки зрения формы, но в конечном итоге довольно холодном фильме уже проявляются многие мотивы, которые станут типичными для всего последующего творчества режиссера.

Отвага на каждый день /Každý den odvahu/
1964, 87 мин.
Режиссер: Эвальд Шорм
Сценарий: Эвальд Шорм, Антонин Маша
Оператор: Ян Чуржик
В ролях: Ян Качер, Яна Брейхова, Йозеф Абрахам, Властимил Бродский, Иржина Ираскова, Ольга Шайнпфлугова, Вацлав Трегл, Ян Либичек и др.

Глубокий психологический анализ одного из представителей поколения молодых энергичных функционеров начала 60-х гг. Рабочий Ярда чувствует себя обманутым: он недоволен тем, куда движется общество. Первый полнометражный фильм Эвальда Шорма был с восхищением принят критиками, но зрители смогли увидеть фильм лишь год спустя. Это было вызвано прямым распоряжением тогдашнего руководства партии и государства. В оригинальной версии фильма в прологе и эпилоге был использован текст Франца Кафки "Коршун", из копии фильма, шедшей в прокате, эти места были вырезаны.

Обвиняемый /Obžalovaný/
1954, 91 мин.
Режиссер: Ян Кадар, Элмар Клос
Сценарий: Владимир Валента, Ян Кадар, Элмар Клос по новелле Ленки Гашковой
Оператор: Рудольф Милич
В ролях: Владо Мюллер, Ярослав Блажек, Павел Бартл, Милан Едличка, Мирослав Махачек, Иржи Менцель, Камил Бештяк, Иржи Шульц, Йозеф Сомр и др.

Судебная драма: директор, вышедший из рабочей среды, обвиняется в соучастии в мошеннических махинациях подчиненных. Он осознает свою ответственность и отказывается от смягчения наказания... Тогдашние моральные установки авторы реализовали в фильме выдающегося художественного уровня. В фильме сыграл свою дебютную — эпизодическую — роль Йозеф Сомр. Начинающего адвоката сыград будущий режиссер Иржи Менцель.

Алмазы ночи /Démanty noci/
1964, 64 мин.
По рассказу Арношта Лустига "У тьмы нет тени" из книги "Алмазы ночи"
Режиссер: Ян Немец
Сценарий: Арношт Лустиг, Ян Немец
Оператор: Ярослав Кучера, Мирослав Ондржичек
В ролях: Ладислав Янски, Антонин Кумбера, Илзе Бишофова, Ян Ржига, Иван Аич, Аугуст Бишоф, Йозеф Коггель, Оскар Миллер и др.

Вторая мировая война, эшелон с еврейскими узниками. Двум юношам удается бежать. Зритель переживает с ними их надежды, мечты о возвращении домой, их тревоги и страх. Полнометражный дебют прославил Яна Немеца — этот фильм относится к вершинам чешского кинематографа "новой волны" первой половины 60-х гг. Провокационный, непростой для понимания экспериментальный фильм со временем стал восприниматься как ценное содержательное произведение, которое способно захватить внимательного зрителя во все времена.



Сайт управляется системой uCoz