День рождения Рене Клемана

18 марта исполняется 95 лет со дня рождения французского режиссера Рене Клемана. С 18 по 20 марта в эфире телеканала "Культура" будет показана ретроспектива фильмов, созданных Клеманом.

Блестящий профессионал, он умело сочетал традиции европейского и американского кино. Среди коллег Клеман имел репутацию непримиримого и строгого режиссера. Прежде всего это сказывалось на работе с актерами. Режиссеру нравилось работать с теми из них, кто, по его мнению, обладал "необычайно восприимчивым ухом": "Актер с таким редким слухом — благодать для режиссера. Многие актеры усваивают лишь то, что их устраивает".

В юности режиссер изучал архитектуру в Школе изящных искусств в Париже. Позже его страсть к гармоничным пропорциям нашла свое воплощение и в кинематографе.
Профессиональную работу в кино он начал в 30-е годы в качестве мультипликатора, затем работал оператором на съемках рекламных и документальных фильмов. В годы войны Клеман оказался в Движении Сопротивления, это во многом определило тематику его ранних самостоятельных работ.

Смотрите ретроспективу фильмов Рене Клемана:

18 марта в 23:55 фильм "Жервеза";
19 марта в 23:55 картина "Запретные игры";
20 марта в 23:55 лента "На ярком солнце".

Лента "Жервеза" (18 марта) — это фильм-экранизация романа Эмиля Золя "Западня". Лента была удостоена приза ФИПРЕССИ за лучшую женскую роль (Мария Шелл) на Венецианском кинофестивале в 1957 году, а также двух премий БАФТА — лучшему зарубежному актеру, и как лучший зарубежный фильм.

Картина "Запретные игры" (19 марта), снятая по одноименной повести Франсуа Буайе, относится к раннему периоду творчества. Режиссер рассказывает о войне, увиденной глазами шестилетней девочки Полетт, которая потеряла родителей во время бегства из оккупированного Парижа. Ее приютила семья крестьян. Вместе с крестьянским сыном она начинает играть в "запретные игры". В тайне от взрослых дети устраивают кладбище для животных на пустующей мельнице. Фильм получил Гран-при Венецианского фестиваля с формулировкой: "За способность отразить с необычайной лирической глубиной и исключительной эмоциональной выразительностью беззащитность детства перед жестокостью и ужасами войны".

Завершит ретроспективу фильмов Рене Клемана картина "На ярком солнце" (20 марта), которая признана критиками бесспорным шедевром мирового кинематографа. Именно после этой ленты мировая слава пришла к Алену Делону. Многие до сих пор считают его роль Тома Рипли одной из самых удачных в карьере киноактера, хотя изначально она предназначалась другому актеру — популярному в ту пору Жаку Шарье, супругу Бриджит Бардо. Тем не менее, молодой Делон все же смог убедить режиссера в том, что лучшего мистера Рипли ему не найти.

Киновед Алексей Гусев о творчестве Рене Клемана:
"Молодые критики поносили Клемана за беспринципность и холодный техницизм, сценаристы ненавидели его за коренные переделки сюжетов, левая интеллигенция презирала космополитическую расчетливость его копродукций. Зато его любили зрители и называли в опросах лучшим режиссером Франции.

С самого начала кинокарьеры он председательствовал, представительствовал и выполнял ответственные госзаказы — понятная вроде бы картина, почти карикатурный образ генерала кинематографии, ремесленника-конъюнктурщика. Но из первых семи фильмов Клемана шесть (!) были удостоены высших призов в Канне и Венеции, "Пассажир дождя" (1970) и поныне считается образцом французского триллера, а "Запрещенные игры" (1952) вместе с венецианским "Золотым Львом" и "Оскаром" сразу же получили статус безусловного шедевра, который так никто и не вздумал оспаривать; в 1978 г. "Игры..." были поставлены Французской киноакадемией на восьмое место в десятке лучших французских фильмов, опередив "Набережную туманов" Марселя Карне и "Плату за страх" Анри-Жоржа Клузо. Из-за всех этих противоречий Клемана под конец его жизни называли не иначе как "неуловимым" и "дискуссионным"; на самом же деле лучшие образцы кинематографа Клемана (коих немало) — последнее напоминание о тех далеких добазеновских временах, когда для того, чтобы фильм был великим, он совсем необязательно должен был быть авторским".

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VI. СПб, Сеанс, 2004.



Сайт управляется системой uCoz