Юбилей Иштвана Сабо
Иштван Сабо /István Szabó/ — легенда венгерского кинематографа. О таких говорят: классик. И это абсолютная правда. И потому что он гениальный режиссер и сценарист, и потому что снял более 30 фильмов, и потому что большинство из них отмечено по всему миру разными призами и премиями, и потому что мастеру 70 лет. И он продолжает снимать кино.
Сабо родился 18 февраля 1938 года в Будапеште. И как сам вспоминал в одном из интервью: "Когда я родился, Венгрия еще была частью империи, потом были фашизм, сталинизм, революция, жесткая диктатура, мягкая диктатура, опять демократия. Я жил при всех видах государственных систем и режимов". По окончании средней школы работал радиорепортером. В 1956-ом поступил на режиссерский факультет будапештской Высшей школы театра и кино, которую окончил в 1961 г. Дебют в кинематографии сразу же принес первую в его жизни серьезную награду — его дипломный короткометражный фильм "Концерт" /The Concert/ (1961) получил премию на МКФ в Оберхаузене-63. А первая полнометражная картина "Пора мечтаний" /Almodozasok Kora/, снятая в 1964-ом, получила премию на МКФ в Локарно (1965).
Фильмы Иштвана Сабо 60-70-х годов прошлого века — это картины-исповеди, в которых поколение двадцатилетних пытается найти свое место в истории страны, среди поколения тех, кто пережил войну, фашизм, диктатуры всех мастей. Это ленты, словно нарисованные черным карандашом эскизы на белой бумаге. Таковыми стали и легендарный "Отец" /Apa/ (1966), ныне включенный в число так называемой "будапештской дюжины", то есть в число лучших венгерских кинолент периода постнационализации кинопромышленности, и "Любовный фильм" /Szerelmesfilm/ (1970). Ранний Сабо не отставал от французской "новой волны". Его фильмы того периода похожи на картины советских режиссеров Михаила Калика и Эльяра Ишмухамедова, в которых тоже, словно мягкой акварелью, режиссеры прорисовывали судьбы молодых, почти подростков, их отношения между собой, старшим поколением, и историей своей страны. У нас это время называют "оттепелью".
В 80-е Сабо создает самую известную кинотрилогию: "Мефисто" /Mephisto/ (1981), "Полковник Редль" /Redl ezredes/ (1985) и "Хануссен" /Hanussen/ (1988), в которой ни один герой не связан между собой, но где анализируется сходный психологический характер. Во всех трех фильмах перед нами человек, подавляемый собственными внутренними комплексами, жаждущий успеха и славы, для чего идущий на сговор с дьяволом, с фашистами, с верхушкой уходящей в прошлое империи. Венгерский режиссер открыл кинозрителю австрийского актера Клауса Марию Брандауэра, сыгравшего в этой трилогии главные роли. В общей сложности только "Мефисто" собрал по миру около 20 призов.
В 90-е годы после исторических экскурсов Иштван Сабо возвращается к проблемам современности, снимая фильмы о людях и историях в период слома барьеров между странами, разрушения государственно-социальных устоев, исследует духовное состояние человека во времена политических и экономических реформ. Все это будет отображено в таких лентах, как "Встреча с Венерой" /Meeting Venus/ (1991), "Милая Эмма, дорогая Бебе" /Edes Emma, Draga Bobe — vazlatok, aktok/ (1992), "Вкус солнечного света" /Sunshine/ (1999).
И снова призы, премии, международное признание. Вообще за годы творчества венгерский мастер получил более 60 кинонаград, включая "Оскар" за "Мефисто", Премию Давида де Донателло, Премию Британской Академии; ему четырежды присуждались премии Каннского фестиваля, а двум фильмам ("Доверие", "Милая Эмма, дорогая Бёбе") — "Серебряный Медведь" Берлинского кинофестиваля. В этом году на ММКФ Сабо был удостоен Приза за выдающийся вклад в мировое кино.
Он продолжает снимать большое кино, то, о котором говорят, спорят, кино, которое заставляет думать. Хотя все чаще сталкивается с финансовыми трудностями. Вот только одна недавняя его цитата: "Находясь под давлением политической цензуры, ты чувствуешь себя как под дулом пистолета. И когда в тебя стреляют, прячешься и ждешь, когда же у врага кончатся патроны. А рыночная экономика мне напоминает болото, которое убивает не так страшно и не так быстро, зато у него никогда не кончится обойма. Впрочем, как раньше, так и теперь задача у художника осталась та же: выиграть гонку с препятствиями. Главное — не бояться прыгать".
И он прыгает. В ленте "Мнения сторон" /Taking Sides/ (2001), где, кстати, одну из главных ролей играет Олег Табаков, он предлагает зрителю обсудить проблему ответственности художника за сотрудничество с тоталитарным режимом; в экранизации Сомерсета Моэма "Театр" /Csodálatos Júlia/ (2004) — увядание великих актеров, что предшествует их уходу со сцены и сопровождающий это действо балаган из сплетен, слухов, интриг, обмана и, тем не менее, гимна Театру и Актрисе. В 2006 году режиссер снял драму "Родственники" /Rokonok/, по одноименному роману Морица Жигмунта /Móricz Zsigmond/ из школьной программы. Сам Иштван Сабо про этот проект в одном интервью сказал: "Я хочу сделать картину, охарактеризовать которую можно, воспользовавшись формулировкой "Low budget" — интересный фильм с небольшими финансовыми затратами". И в этой ленте мастер снимал Олега Табакова.
Последний фильм, который сейчас в производстве — Utas és holdvilág /Journey by Moonlight/ "Путник и лунный свет" по роману Антала Серба, написанного им в 1937 году, в котором рассказывается история свадебного путешествия в Италию в предгрозовую пору Европы.