90-е — Героическое время

С 19 по 23 февраля в Питере в ГЭЗ-21 пройдет первая неделя фестиваля "Проект революции" — Девяностые в петербургском искусстве.

Девяностые в последнее время все чаще подвергаются осмыслению и пере-осмыслению. Появилась ностальгия по недавно ушедшему, возникла необходимость оценить собственные поступки, и, не то что подвести итоги, а понять, насколько ценно произведенное и произошедшее.

В искусстве 90-е — это время, когда экспериментальные жанры постепенно уходят на второй план. Профессионализм в цене, но искусство этого времени все еще свободно от канонов, — как жанровых, так и социальных. Плюс — слабое представление о рынке дает повод к самобытным проявлениям даже там, где интерес художников лежит в сфере коммерции.

Уже в конце десятилетия люди, склонные анализировать отечественный культурный процесс, стали по отношению к 90-м употреблять сомнительный термин "межвременье". Однако, пограничные столбы 90-х — это и рождение новорусского кинематографа, и расцвет Поп-механики, и образование Новой академии... — все, что из 2008-го видится скорее, как плод недостижимых по чистоте и силе художественных усилий.

Сегодня политическая конъюнктура заставляет людей, управляющих государством, выделять негативные стороны той эпохи. Это выгодно не только политикам. Поэтому и появляется верноподданническое обращение к главе государства, сделанное почему-то от имени всех деятелей российского искусства, где, в ущерб прошлому, культурный провал нулевых годов реабилитирован очень странным образом: "Проводимая Вами мудрая государственная политика позволила российской культуре обрести новую жизнь".

Пусть г.г. З.Церетели, Т.Салахову, А.Чаркину, Н.Михалкову "наша эра" кажется эпохой расцвета. Мы придерживаемся мнения, что короткий период ренессанса в России приходится именно на
80-е — 90-е. Героическое время.

Тема 90-х необъятна. Имена, места, события — одно перечисление — может стать предметом научных изысканий. Впереди — разговор о галереях и сквотах, сообществах и группах, кинематографе и литературе, философии, фотографии, прессе, персонах, фестивалях...

Первая неделя в ГЭЗ-21, посвященная петербургскому искусству 90-х, коснется нескольких направлений: Музыка и культура коммуникации (индустриальная электроника), Арт (перформанс), Визуальное искусство (видео-арт), Театр (Формальный театр Андрея Могучего, АХЕ, театр Гунн-Го), Галерейное движение.

В каждом разделе будет представлена программа документации и сами произведения, относящиеся к интересующему нас периоду, которые предварят блиц-научные конференции, передает. Конечно, пока и эти темы будут представлены лишь частично. Но впереди у нас еще серия "недель 90-х". А там глядишь, возьмемся и за "Начала", за 80-е.

Программа Первой недели "Проекта революции". (Девяностые в петербургском искусстве):

19 февраля, вторник, 20.00
Видео-арт 90-х.
Открытие ПВА — Петербургского видео-архива.
Андрей Хлобыстин, создатель известного "Архива и Библиотеки независимого искусства", режиссер, куратор Иветта Померанцева, и ряд других деятелей современной культуры задумали этот проект, желая не только заархивировать и разложить по полочкам творчество времен Героической эпохи. Цели гораздо шире — нащупать "времен связующую нить" путем коллекционирования современного видео-арта.

Программа ПВА, посвященная 90-ым и презентация нового Архива пройдет при участии художников, режиссеров — идеологов и основателей независимого кино, пионеров видео-арта.

20 февраля, среда, 19.00
Перформанс 90-х.
Биеннале независимого искусства, проводившаяся в Петербурге в 90-х, как и наш фестиваль, была разбита по секциям. Одна из них — перформанс — вид искусства, ныне почти исчезнувший из практики, для того времени был знаковым. В коллекции арт-директора Биеннале, Дмитрия Шубина, сохранились записи программ перформансов. Мы посмотрим их. Послушаем комментарии искусствоведа и философа Валерия Савчука, куратора Программы Перформансов Петербургского Биеннале Ольги Егоровой (Цапли), художников Натальи Першиной (Глюкли), Виктора Кузнецова, Светланы Носовой, Олега Маслова и других участников процесса.

21 февраля, четверг. 19.00
Галерейное движение 90-х.
Галерея "Ариадна" и выставка "40 лет современного искусства" в Гавани, Галерея 10-10, Галерея 103, Новая Академия Изящных Искусств Тимура Новикова, Галерея 21, Галерея "Navicula Artis". В программе — видеозаписи, архивные фотографии, выступления участников движения Глеба Ершова, Олеси Туркиной, Екатерины Андреевой, Аллы Митрофановой, Сергея Ковальского, Ирины Актугановой, Светланы Козак, Александра Менуса и др.

22 февраля, пятница, 20.00
Экспериментальный звук 90-х.
Theodor Bastard (Федор Сволочь), "Bardoseneticube", "Волшебный мертвец".
+ видеозаписи концертов ГЭЗе.


23 февраля, суббота, 19.00
Театр 90-х
Лицедеи, Формальный театр, Да-Нет, До-театр, Особняк, Метамарфозы, Реальный театр, Дерево, Театр Абсюрдада, Гунг-Го, Русский инженерный театр АХЕ, Парамон-театр, Суббота... Всего во время "студийного бума" у нас работало около ста театров. Профессиональные, полупрофессиональные и любительские, — тогда сложилась уникальная ситуация, когда они имели одинаковые шансы выжить или умереть, получить признание публики или исчезнуть с афиш.
В это же время, Андрей могучий организует в Петербурге фестиваль "Солнцеворот", на который приглашает самые интересные экспериментальные театры Восточной и Западной Европы — размах, который удалось повторить разве что московскому фестивалю Net, уже в следующем десятилетии.
Андрей Могучий, Алексей Слюсарчук, Максим Исаев, Павел Семченко, Сергей Гогун, а так же театральные критики и видеозаписи спектаклей, которых уже нет.

В Арт-буфете и концертном зале — фотовыставка из архивов Техно-Арт-Центра.



Сайт управляется системой uCoz