"Катынь" на Берлинале
Ветеран режиссуры Анджей Вайда на пресс-конференции Берлинале сказал, что снял достаточно фильмов о войне и прошлом своей родины Польши, и хочет обратится к современным темам.
81-летний режиссер представлял номинанта на Оскар "Катынь", мощный, мрачный фильм о 15000 польских офицеров, включая его собственного отца, которые были убиты советской спецслужбой в 1940 году.
"Я не хочу возвращаться к этой теме еще раз", — сказал Вайда журналистам после пресс-показа "Катыни", которая уже стала хитом бокс-оффиса в Польше.
"Я уже старый человек и хотел бы снять более современный фильм. Мне кажется, что с обществом и людьми происходят странные изменения", — добавил он, приводя в пример то, как много поляков уехало из страны с тех пор как пал коммунизм.
"Я хотел бы завершить эту главу в своей карьере".
Для Вайды "Катынь" очень личный фильм, так как его отец, капитан Якуб Вайда, был среди тех поляков, которых казнили в лесу под Смоленском. Это событие до сих пор остается болезненным вопросом в Польше.
Главная героиня очень похожа на мать Вайды, которая так и не поверила до конца, что её муж погиб.
"До самой смерти в 1950 году она не верила, что мой отец никогда не вернется с войны", — сказал он.
Фильм рассказывает об Анджее, капитане польской армии, который попадает в советский плен, после введения советских войск, с немецкого одобрения, в Польшу. Его жена, Анна, и ее дочь отказывается верить до тех пор, пока им не станет достоверно известна его судьба.
Фильм также показывает, как немцы использовали это зверство в пропаганде против Советов позже, когда пакт был нарушен, и о том, как Советы переписали историю, обвинив в преступлении нацистов.
Любой кто отказывался принимать исправленную версию событий, датировавшую убийства 1941 годом, мог быть арестован. Только в 1990 Советский Союз признал свою ответственность.
"Много лет, до тех пор, пока ни пал коммунизм, снять этот фильм было невозможно", — сказал Вайда, также известный своей военной трилогией 1950-х, включавшей "Канал".
"Это был огромнейший и тщательно охраняемый секрет того времени", — добавил он. "Я не верил, что доживу до того дня, когда больше не будет Советского Союза. Это — элегия, фильм — плач".
Вайда, по его словам, хочет, чтобы люди, которые не испытывали ужасов, запечатленных в его фильме, запомнили созданные им образы.
"Просто невозможно смотреть вперед, не думая о прошлом", — сказал он.
Режиссер, получивший почетного Оскара, подробно показывает, как поляки были собраны, транспортированы, проверены по списку, приведены в камеры или к общим могилам, связаны и убиты одним выстрелом в затылок.
Майк Коллет-Уайт, Берлин, Reuter