Кирилл Разлогов: Канн в этот раз пройдет без русских
Сегодня, 11 мая, во французском Канне стартует 58-й кинофестиваль, и в отличие от прошлых лет, в этом году на нем никак не будет представлено российское кино.
О причинах такой ситуации, а также о некоторых подробностях XXVII Московского международного кинофестиваля (ММКФ), который уже через месяц откроется в Москве, с директором программ ММКФ, кинокритиком Кириллом Разлоговым беседовала корреспондент Русской службы Би-би-си Татьяна Гоник.
Би-би-си: В этом году ни в одной программе Каннского фестиваля не будет российских фильмов. Значит ли это, что в минувшем году в России не было сделано интересных картин?
Кирилл Разлогов: Нет, просто бывают такие годы, когда те картины, которые предлагаем мы, не устраивают фестиваль. Кроме того, многое зависит от того, кто и как выбирает. Наши картины для Канн отбирал Жаэль Шапро, а его вкусы не всегда сходятся со вкусами руководства Каннского фестиваля. То, что он как человек с традиционными взглядами и пристрастиями им представил, их не устроило, а то, что могло бы их устроить, не устраивает его.
Би-би-си: У каких фильмов в принципе есть шанс отправиться в Канн?
К.Р.: Обычно Каннскому фестивалю предлагаются все новые картины, которые были завершены. Из российских картин, как правило, в Канн, в раздел "Кинофонд", попадают либо работы совсем молодых кинематографистов, либо копродукции из Франции. В этом году не появилась картина совместного с французами производства, достаточно сильная для того, чтобы пробиться на Каннский фестиваль.
Ну а другие отечественные фильмы, которые можно было бы оценить достаточно высоко, либо не были завершены, либо по каким-то причинам не устроили Каннский фестиваль. Я знаю, что наиболее внимательно рассматривалась новая картина Алексея Германа-младшего "Гарпастум", которую, впрочем, он еще переделывает. Картина же Александра Сокурова "Солнце" отобрана для Берлинского кинофестиваля.
Би-би-си: Что можно сказать об особенностях нынешнего Каннского киносмотра?
К.Р.: В этом году Каннский фестиваль целиком и полностью ориентирован на имена. В отличие от прошлого года, когда в Каннах все же был более авангардистский конкурс. Тогда каннские отборщики рисковали, брали картины неожиданные, более того, неожиданная документальная картина получила Гран-при. В этом же году Канн решил вернуться на традиционную стезю культа авторского кино: в основном конкурсе практически 90% картин сделано не просто известными кинематографистами, а теми, кто уже неоднократно показывал в Каннах свои работы.
Би-би-си: Очевидно, что список престижных имен режиссеров, участвующих в этом году в конкурсе в Каннах, должен привлечь внимание публики именно к конкурсной программе фестиваля?
К.Р.: По своему опыту могу сказать, что когда выбираются картины уже признанных режиссеров, то они, как правило, разочаровывают, поскольку от них всегда ожидают слишком многого. Значительно больший резонанс обычно приобретают именно первые картины, а работы маститых режиссеров иной раз вообще остаются незамеченными.
Но в любом случае, кино, которое можно увидеть на фестивале в Канне — это кино достаточно приличного уровня, весьма разнообразное. Ну а как ляжет карта в этом году, и как эксцентрик Эмир Кустурица распорядится своим правом быть председателем жюри, пока сказать трудно.
Би-би-си: Как обстоят дела с подготовкой XXVII Московского Международного Кинофестиваля, который стартует через месяц?
К.Р.: (смеется) Именно по этой причине его подготовка уже подходит к концу. Тем не менее, пока никаких деталей я раскрывать не могу, скажу только об особенностях программы нынешнего года.
Во-первых, по экономическим причинам программа резко сокращена, руководство фестиваля поставило перед нами задачу сократить количество внеконкурсных фильмов до ста, что превращает ММКФ в маленький локальный фестиваль. Это весьма печально, поскольку сейчас все большие фестивали наоборот стремятся увеличивать число показываемых картин.
Например, Берлин показывает 350-400 картин, около 300 фильмов показывает Венеция, Канн, на первый взгляд, вроде бы показывает меньше, где-то 200-250, но зато там колоссальный кинорынок, который представляет порядка 2000 фильмов и является основным местом, где в Канне можно посмотреть все самое интересное. Конечно, конкурировать с этими тремя очень значительными мировыми кинофестивалями Москва пока не может.
В силу всех этих обстоятельств в этом году мы решили очень жестко структурировать программу, в отличие от того непрерывного внеконкурсного показа, который был в прошлом году. Несколько сократится количество фильмов в основном конкурсе и в конкурсе "Перспективы".
Ну а поскольку сейчас очень много говорится о культурном разнообразии, о необходимости противостоять унификации глобального голливудского кино, то именно это разнообразие мы и стремились показать во всех разделах программ фестиваля, так как мировое кино, на мой взгляд, весьма успешно противостоит такой унификации.
Би-би-си: Российское кино не едет в Канн, но наверняка будет представлено на ММКФ?
К.Р.: Безусловно. Российские фильмы будут и в основном конкурсе, и в конкурсе "Перспективы". Более того, здесь будут неожиданности и те вещи, которые могут, возмутив критиков, породить просто скандальную ситуацию, на что я очень надеюсь.
Будет, как обычно, российская панорама, причем в этом году как традиционная российская панорама в Доме кинематографистов, так и альтернативная российская панорама в кинотеатре "Фитиль". Так что, как видите, даже российской программе мы старались найти разные пути развития.
Еще в большей степени это касается программы мирового кино. Разумеется, найдет отражение военная тема — будут показаны картины разных жанров и разных подходов к этой проблематике.
Будет также программа "Азиатский экстрим" — это такие весьма шокирующие картины из Азии. Восстанавливается программа "Восемь с половиной" традиционного арт-хаусного кинематографа, будет продолжена программа "Национальные хиты" — фильмы, пользующиеся большим коммерческим успехом у себя в странах.
Одним словом, несмотря на ограниченное в этом году количество фильмов, разнообразие пока сохраняется. Другое дело, что не все картины, которые казались нам интересными и были достойны показа, мы сможем включить в программу. Особенно это касается тех западных картин, которые по финансовым причинам не были приобретены отечественными прокатчиками.
Возвращаясь к российскому кино, могу пока сказать лишь о том, какие картины мы рассматривали в качестве потенциальных участников фестиваля. Закончили свои новые картины Павел Лунгин и Алексей Герман-младший, завершают — Лариса Садилова и Вера Сторожева, большую масштабную трилогию из российской истории сделал Булат Мансуров. Довольно активно развивается параллельное экспериментальное кино.
Что же касается больших коммерческих блокбастеров, то они уже не нуждаются в особом представлении. На глазах у изумленных зрителей и наблюдателей из-за океана отечественные блокбастеры побеждают американские, причем до такой степени, что американцы уже беспокоятся и выясняют, какова будет их доля рынка, когда российских блокбастеров окажется больше.