Ретроспектива фильмов Филиппа Гарреля
Филлип Гаррель. Авангардная образность в кинематографе.
"Гаррель иногда — самый быстрый режиссер мира"
Стефан Делорм
Студенческая революция 1968 года во французском кинематографе принесла с собой ветер свободного кино, это был уникальный в истории кинематографа период, когда продюсеры могли не ориентироваться на кассовые сборы, зрители искали в кино искусство, пренебрегая навязанной Голливудом системой звезд, а режиссеры могли себе позволить практически все.
В это время во французское кино приходит новое поколение кинематографистов, вооруженных своеобразным стилем и собственными, резко отличающимися от общепринятых мировоззренческими установками: Ф.Трюффо, Ж-Л.Годар, К.Шаброль, Э.Ромер, Ж.Риветт — будущие лидеры "новой волны". Одной из самых молодых независимых фигур французского кино того времени стал режиссер Филипп Гаррель, в этом году отмечающий свой 60-летний юбилей.
Некоторые критики считают Гарреля режиссером, предвосхитившим "новую французскую волну". Другие склонны определять два ее направления — жесткое "годаровское" и чувственное "гаррелевское". Он как будто открывает кино заново, новую условность кино и новую условность восприятия.
Вдохновившись ранними кинематографическими опусами Жана-Люка Годара и Энди Уорхола, Гаррель стал снимать короткометражки с 16-летнего возраста, принципиально вернувшись к наивно-интимной технике первых лет существования кино. В его фильмах не было титров, съемки велись "с руки", происходящее импровизировалось по ходу съемок, обрывы пленки только приветствовались, а многие фрагменты принципиально оставались немыми.
Режиссер настаивал, что первый дубль — самый лучший, и запрещал продюсерам "раскручивать" свои картины, считая любую рекламу насилием над "истинным".
Филипп Гаррель обращается к классическому жанру "кино о кино", вплетая
автобиографические мотивы в свои фильмы, он просто берет и наблюдает.
По мнению критиков французского журнала Cahier du cinema, Филипп Гаррель является на сегодняшний день наиболее интересным автором современного кино, создавшим, более 20 радикальных по содержанию работ.
ВПЕРВЫЕ В РОССИИ, ретроспектива работ режиссера — импрессиониста Ф. Гарреля будет представлена в рамках программы "Авангардная образность в кинематографе" в Государственном центре современного искусства.
15 февраля
Фильм "Она провела много времени в свете софитов..." / Elle a passe tant d'heures sous les sunlights.../
Филипп Гаррель обращается к классическому жанру "кино о кино", вплетая автобиографические мотивы. Действие происходит на съемочной площадке, а отношения главного героя с актрисой Кристой напоминают о жизни самого режиссера с Нико. В роли Кристы — муза Годара Анна Вяземски, а выразительную кинематографическую атмосферу поддерживают камео самого Гарреля и режиссеров франкоязычного авангарда — Жака Дуайона и Шанталь Акерман.
19 февраля
Фильм "Запасные поцелуи" /Les baisers de secours/
Первая совместная работа Филиппа Гарреля с писателем Марком Шолоденко, впоследствии постоянным соавтором режиссера, задолго до "Регулярных любовников" собирает всех близких режиссеру людей в одном визуальном пространстве — главные роли исполняют сам Гаррель, его жена Бриджитт Си, пятилетний сын Луи Гаррель и отец Морис Гаррель.
26 февраля
Фильм "Я больше не слышу гитару" / J'entends plus la guitare/
Фильм снят через несколько лет после гибели Нико и посвящен её памяти. Упрощенная автобиография о настоящих отношениях Гарреля и Нико, ставшими ключевыми в его жизни и творчестве. Почти во всех его фильмах 70х годов она играла главные роли, а за кадром звучали её песни. К теме смерти Нико Гаррель продолжает возвращаться и в своём современном творчестве — подтверждением тому служит его предпоследняя картина "Дикая невинность".
29 февраля
Фильм "Призрачное сердце" /Le coeur fantome/
Постоянная рефлексия главного героя по отношению к миру, семье, отцу происходит вследствие изменчивых бытовых табу, которые на самом деле позволяют абсолютную свободу при условии непрерывного глубокого переживания реальности. Снятый в реалистической манере, фильм "Призрачное сердце" открывает нарративность кинематографа как режиссерский метод, обусловленный болезненным восприятием действительной жизни.
7 марта
Фильм "Ночной ветер" / Le vent de la nuit/
Один из лучших фильмов 1999-го года по версии журнала Cahiers du Cinema (впрочем, столь почетного звания удостаивается обычнопрактически каждый фильм Филиппа Гарреля) снова собирает прекрасныйактерский состав. Главные роли исполняют Катрин Денев и Ксавьер Бовуа,который знаменит и признан благодаря не только актерской деятельности, но и своим собственным фильмам. Также в "Ветре в ночи" один из последних раз на экране появляется Даниэль Поммерой, давний друг Гарреля и соратник по съемке авангардных фильмов конца 60-х, памятикоторого посвящены "Регулярные любовники".