Золото будет черным
// "Нефть" — главный фаворит Берлинале
Фестиваль кино
Уикенд на Берлинале прошел чрезвычайно живо, при скоплении публики, кинопрофессионалов и больших звезд — Дэниела Дей-Льюиса, Тильды Суинтон, Уилема Дефо, Бена Кингсли, Пенелопы Крус. С ними пообщался на экране, а с некоторыми и в жизни АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Первые два дня фестиваля дали возможность его участникам выбрать себе собственный маршрут в скопище программ — премьерных, специальных и ретроспективных. "Панорама" — вторая после конкурса премьерная секция — открылась фильмом Анны Меликян "Русалка", а ее документальный раздел — картиной Парвеза Шармы "Джихад ради любви". Претендующий на скандальность фильм рассказывает о трудной жизни геев и лесбиянок в мусульманских странах и об их героических попытках примирить гомосексуализм с исламом.
Фильмы конкурсной программы, как это обычно бывает в Берлине, неровные, есть среди них и откровенно слабые. Некоторые интересны главным образом с социологической точки зрения. Как, скажем, "Мы верим в любовь" Вонг Сяо Шуаи — мелодрама из жизни китайского среднего класса. Разведенные супруги обнаруживают, что их дочь больна лейкемией и ей требуется трансплантация клеток костного мозга от родного брата или сестры. Родителям, каждый из которых уже заново женат, приходится вступить в связь, чтобы спасти единственного ребенка. Здесь любопытна не только экстраординарность ситуации, но и то, что проблема, стоящая перед героями, оказывается не материальной, а сугубо моральной. И решается она исходя из того культа детей и той устремленности в будущее, которые характерны для современного Китая.
Главным событием конкурса стал и, возможно, останется, фильм "Нефть" (в оригинале — "Там будет кровь"). Взяв за основу социальный, если не соцреалистический роман Эптона Синклера на тему освоения нефтяных богатств Калифорнии, режиссер Пол Томас Андерсон снял кино, представляющее собой удивительный сплав реализма с модернизмом (который особенно ощутим в изобразительном решении, диалогах и музыке) и эпоса с арт-хаусом. "Нефть", выдвинутая на "Оскар" по восьми номинациям, еще до европейской премьеры в Берлине собрала более 60 кинопремий, включая "Золотой глобус", присужденный актеру Дэниелу Дей-Льюису за лучшую мужскую роль, и эта работа действительно выдающееся достижение. Фильм имеет все шансы получить и главную награду фестиваля — "Золотого медведя".
Кстати, одна такая статуэтка уже есть в коллекции Андерсона: он вывез ее в свое время за картину "Магнолия". Это стало важной вехой в истории Берлинале, опровергая мнение о том, что мировая киномода формируется главным образом в Канне. Именно в "Магнолии" Андерсон совершил революционное открытие: адаптировал структуру телесериала для большого кино с артистическими амбициями, проложив дорогу создателям будущего "Вавилона". В "Нефти" тоже есть открытие: голливудский эпос, близкий по своему пафосу соцреализму, обретает новое художественное измерение, заставляя вспомнить такой шедевр, как "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса. Андерсону удалось то, к чему тщетно стремился в последние годы Мартин Скорсезе,— влить свежую кровь в классические формы. Вдохновляющий пример торжества искусства над голливудскими и оскаровскими критериями.
А вот приз за женскую роль, скорее всего, получит англичанка Тильда Суинтон, солирующая в фильме французского режиссера Эрика Зонка "Джулия". Это свободный ремейк картин Джона Кассаветеса, имитирующий его джазово-импровизационный стиль, а Тильда Суинтон подражает Джине Роулендс, звезде Кассаветеса, в образе беспутной сорокалетней героини, погрязшей в алкоголе и случайных связях и давшей втянуть себя в аферу с похищением ребенка из полуамериканской-полумексиканской семьи. Картина сделана сильно, энергично, так же как "Нефть", длится два с половиной часа и, несомненно, может быть причислена к удачам берлинского конкурса. Впрочем, даже если жюри сочтет женский образ, созданный Тильдой Суинтон, чересчур экстравагантным, она все равно получит специальный приз "Тедди" от сообщества геев и лесбиянок — за выдающиеся роли, сыгранные актрисой в фильмах покойного культового режиссера Дерека Джармена.
"Человек — это социальное животное"
После премьеры "Нефти" с режиссером ПОЛОМ ТОМАСОМ АНДЕРСОНОМ побеседовал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
— Почему в фильме оказался отодвинут на второй план политический аспект романа Эптона Синклера?
— Политический аспект очень силен в книге, которую я приобрел в лондонском книжном магазине и буквально проглотил ее первые 150 страниц. Дальше роман становится сугубо политическим, и если экранизировать его буквально и целиком, получился бы слишком говорливый, даже болтливый фильм. Мне не хотелось идти по этому пути, поэтому я ограничился импульсом, полученным от книги, и стал придумывать собственных героев и ситуации, которые могли существовать в той эпохе и в той системе художественных координат. Однако я сохранил основной тезис Эптона Синклера о том, что человек — это социальное животное.
— Вы считаете, что этот марксистский тезис актуален и в сегодняшнем мире?
— Несмотря на все перемены, которые претерпел мир за последнее столетие, в основе своей жизнь не изменилась, и на поле действуют те же игроки, о которых Синклер пишет в предисловии к своему роману. Он выглядит старомодным по стилю, но основа его актуальна, ибо вещи, описанные в книге, повторяются снова и снова.
— Почему вы снимали фильм о Калифорнии в Техасе?
— Потому что в Калифорнии уже не найдешь таких аутентичных мест. Сам я калифорниец по рождению, но понимал, что снимать надо в другом месте. Техас — это настоящая Америка, и я во время съемок испытал к ней настоящую любовь. Многие из лучших людей, которых я знаю, родом из Техаса.
— В какой степени в своих фильмах вы делаете ставку на актеров?
— В "Магнолии", где было несколько равно значимых персонажей,— почти стопроцентно. В "Нефти" кажется, что в центре один актерский образ, но Дэниел Дэй Льюис должен был быть окружен очень сильным фоном, иначе мощь его личности и актерской игры не резонировала бы. И мы нашли таких артистов, которые образовали блестящий ансамбль.
— Вам прочат "Оскаров" по главным номинациям. А вы сами сколько "Оскаров" считали бы заслуженным получить?
— (Смеется). Если бы из восьми номинаций сработала половина, было бы нормально. Четыре — да, четыре бы меня устроили.