Сергей Лозница проездом в Киеве
Вчера из Киева в Петербург уехал 44-летний Сергей Лозница — кинодокументалист, которого считают классиком европейского неигрового кино.
Лозница родом из Беларуси, учился в Киевском политехническом институте, занимался проблемами искусственного интеллекта, был переводчиком с японского. В 1996 году окончил ВГИК, был приглашен на студию документальных фильмов в Санкт-Петербурге. Живет в Германии.
Он — режиссер-философ с трагическим светоощущением. Жизнь в его картинах — как беда, в которую попал человек. Например, в фильме "Полустанок" все просто. Там нет ничего, кроме людей, которые спят на полустанке в ожидании ночного поезда. Приходит поезд, они просыпаются, едут. Но все это снято так, что мы видим, будто полустанок находится между жизнью и смертью. Режиссер принципиально воздерживается от каких-то закадровых комментариев. Документальная съемка говорит сама за себя и сама себя объясняет.
Ленты Лозницы за последние десять лет получили много призов (в том числе несколько гран-при) на международных фестивалях в Кракове, Лейпциге, Берлине, Мадриде, Нью-Йорке и Тель-Авиве. Франко-нимецкий телеканал "Арте" предложил Сергею снимать что-нибудь на его выбор. Он выбрал для съемок Карелию. Собственно, туда сейчас и направился.
Нынешний приезд Лозницы в Киев связан с двумя событиями. В прошлое воскресенье в Роттердаме закончился один из самых престижных в Европе Международных кинофестивалей, где Украина заявила себя аж тремя фильмами. В конкурсной программе — "Менины" Игоря Подольчака, вне конкурса — "Два в одном" Киры Муратовой и "Представление" Сергея Лозницы (копродукция: Германия — Россия — Украина). Это была мировая премьера картины.
Киевлянка Светлана Зиновьева, сопродюссер фильма, которая тоже вернулась только что из Роттердама, рассказывает, что Лозницу на фестивале принимали с большим пиететом. Зал был полон, что является редкостным явлением для неигрового кино.
"Представление" — полуторачасовой документальный фильм, где использован материал советских киножурналов 1950-1960-х. Без каких-либо закадровых комментариев здесь показан целый процесс — как из живых людей лепили мертвую идеологию. Те журналы снимались так, что люди "смотрят в будущее", а не в кадр. Их лица — словно медальные профили. Но ненароком кто-то оглядывался, и его взгляд, живой и немного растерянный, теперь адресован нам.
Вторая причина приезда Лозницы в Киев — здесь он будет снимать первый игровой фильм "Счастье мое" по собственному сценарию. Это будет совместный украинско-российский проект.