Завершился фестиваль "Белые Cтолбы-2008"
Где можно увидеть первый (!) русский фильм, снятый в 1908 году? Только на традиционном
(в этом году — дважды юбилейном) фестивале "старого" кино "Белые Cтолбы-2008", завершившем свою работу в нынешнюю субботу. Программа была обусловлена двумя большими датами, определившими направление кинофорума: 100-летие российского кино и 60-летие Госфильмофонда России.
И за борт ее бросает...
...Вот такой он, Стенька Разин: сидел, смотрел исподлобья на "бусурманскую" княжну, парившую в танце на пестром коврике, да и загреб ее в свой шатер, как она ни отбрыкивалась. А потом, уже влюбленную, шарах — и с ялика, да в набежавшую волну. Кто не знает эту трогательную историю времен русской вольницы, превратившуюся в любимую застольную песню? Однако когда лицезришь ее воочию — в качестве фабулы первого (!) русского фильма "Понизовая вольница (Стенька Разин)", снятого в 1908 году... Фильм словно пробует свои неизведанные возможности, радуя и удивляя зрителя самим фактом существования "движущихся картин"... Так ровно 100 лет назад начиналось российское кино. Событием фестиваля стал и премьерный показ уникальных документальных лент из Красногорского архива. "Открытие моста через Волгу в центре Ржева" — суета, костюмы, лица вековой давности... Уже тогда операторская интуиция подсказала недюжинные возможности "динамичной фотографии". А в короткометражке начала прошлого века "Леонид Андреев" мы видим явно нового для себя писателя: вот он на рыбалке, в лодке — позирует на публику; вот он, вальяжный, в толпе друзей, дома с нарядной женой... Три документальные ленты из Красногорского архива в ходе фестиваля были переданы в дар Госфильмофонду.
А в картинах из "анналов" ГФФ история государства Российского отразилась уже в названии показанных на фестивале документальных лент: "Русская свадьба XVI столетия" (т./д А. Ханжонков, 1908), его же "Драма в таборе подмосковный цыган", "Коронация Георга V императором Индии" (Великобритания, 1911). И конечно, "Трехсотлетие царствующего дома Романовых" (Россия, 1913) — целых 40 минут великосветской хроники тех лет!
Генералиссимус, самолеты и "Дольче вита"
Особое место в программе "Белых Столбов-2008" заняли российские "первоклипы", сопровождавшие советские песенные хиты. "Песня о Родине" (1937), "Было дело на Востоке" (1939), "Песня о Чапаеве" (1940), "Москва майская" (1940)... На экране — до боли знакомые ликующие толпы, кони, самолеты, пафосные спортивные шествия. И всюду Сталин — еще "такой молодой".
Программа называлась "Фильмы-предшественники видеоклипов". Как ни странно, при ближайшем рассмотрении старые ленты даже больше, чем ожидалось, оказались прямыми предтечами современного песенного "видеомыла". Расхожие символы ранней советской эпохи сменились "нашим всем": роскошными коттеджами, шикарными иномарками, яхтами-парапланами, длинноногими девочками на фоне теплых морей, старательно разыгрывающими свою "дольче виту"... История, похоже, действительно повторяется, по крайней мере дважды.
Кто боится куклы Барби
Программа российского "полного метра" была представлена старыми любимыми и очень качественными картинами: "Однажды летом" (Укртелефильм, 1936) — с замечательным Игорем Ильинским, знаменитым фильмом "Сорок первый" Григория Чухрая ("Ленфильм", 1956), мосфильмовской лентой "Самый последний день" (1976) с убедительным Михаилом Ульяновым...
Аналогичная программа зарубежного кино включала в себя по-хорошему "ортодоксальные" ленты, определившие то или иное направление в мировом или национальном кинематографе. Такова, скажем, уморительная комедийная картина артхаус-линии "Кино без границ" режиссера Жака Тати "Каникулы господина Юло", от которой во многом пошла столь любимая российским зрителем французская комедия 70-80-х.
В программе "Великие столетия" до сих пор очень современно смотрится картина "Что случилось с Бэби Джейн" ( Роберт Олдрич, США, 1962) — с ярчайшей звездой американского кино 30-60-х Бэтт Дэвис. Ее героиня в детстве стала звездой шоу-бизнеса и явилась "прототипом" симпатичной куклы, произведенной в миллионах экземпляров. А в старости эта милашка превратилась в отвратительного монстра.
Самые жаркие дискуссии в среде критиков вызвал, пожалуй, малоизвестный у нас фильм "Предупреждение святой блудницы" — из новой коллекции Госфильмофонда. Режиссер картины — главный провокатор немецкого (и в значительной степени — мирового) кино Вернер Фассбиндер. Классик киноэкзистенциализма прибегает к известному среди великих приему "кино про кино" — в главной роли режиссера он вывел не только "скромное обаяние" элитных киносъемок, но и, пожалуй, все свои собственные творческие страхи и ужасы...
Одним из главных событий фестиваля стал проблемный "круглый стол" ведущих кинодеятелей страны "Российское кино и мировой кинопроцесс: интеграция, взаимодействие или параллельное существование?" (подробности — в одном из ближайших номеров "ВМ"). А завершился кинофорум вручением призов фестиваля "лучшим теоретикам и историкам кино — за вклад в отечественное киноведение".