"Дерек": из Санданса на Берлинале

Премьера фильма "Дерек" /Derek/ состоялась на международном конкурсе документальных фильмв в Сандансе, — практически последнем американском фестивале, в котором в 1992 году участвовал Дерек Джармен с показом "Эдуард II".

Совместная работа режиссера Исаака Джульена и актрисы Тильды Суинтон "Дерек" это фильм-воспоминание о жизни и творчестве культового британского режиссера Дерека Джармена (1942-1994). Документальный фильм складывается из различных фрагментов, которые иногда имеют между собой связь, а иногда не могут дать убедительного или логичного представления о художнике.

У Джульена отлично получается исследовать прошлое, лучше всего это запомнилось по красивому и реалистичному изображению поэта и писателя гарлемского возрождения Лэнгстона Хьюса (Looking for Langston, 1988).

Несмотря на живописное и абстрактно-завлекательное вступление, которое великолепно использует архивное домашнее видео покойного режиссера, "Дерек" — удивительно прямолинейный фильм.

Film Sales приобрели мировые права (за пределами Великобритании) на Сандансе. Имя Джармена скорее всего вызовет сильный отклик в фестивальных и музейных кругах и создаст интерес со стороны телевидения и специализированных дивиди.

Международная премьера пройдет в Панораме в Берлине. В основном Джульен работает с интервью, которое взяла у покойного режиссера Колин МакКэйб (продюсер фильма) для досье ВВС.

Фильм перекликается с несколькими другими проектами МакКэйб, такими как Baadasssss Cinema, A Brief History of Errol Morris and Lee Marvin: A Personal Portrait by John Boorman. Те съемки отмечены более печальным и меланхоличным взглядом на музу режиссера Суинтон, которая снималась в семи работах Джармена, начиная с ее дебюта в его фильме "Караваджо" 1986 года.

По его собственному признанию он классовый предатель, который обратился к театру, живописи и кино, чтобы убежать от британского непоколебимого социального порядка и, чтобы найти признание своему практически внезаконному гомосексуализму. Джармен оказывается смешным и сардоническим собеседником, перебирающим свое прошлое и рисующим политическое, сексуальное и социальное напряжение, которое сформировало его личную и, в конце концов, моральную одиссею.

Самые интересные места — это его знакомство со свинговым Лондоном, его учеба у художника Дэвида Хокни, его работа с британским режиссером Кеном Расселом в качестве художника над "Дьяволами" и сюрреалистичное путешествие по Сан-Франциско времен вьетнамской войны и разгула хиппи на Хайт-Эшбери.

Джульен сопровождает размышления Джармена обильными отрывками из фильмов, показывая "Себастьяна" (1976), его прощальную работу великолепно-концептуальный и гипнотизирующий фильм Blue (1994), фильм, состоящий визуально из непрерывного синего фона и вычурного, густого и завораживающего саундтрека.

Отрывки фильма, конечно, дают представление о методах работы режиссера, но отрывкам не хватает более пристрастного и критического взгляда.

Джульен не разграничивает свою работу, не пытается обсуждать великолепную поэзию и силу фильмов как в своем апокалипсическом Last of England или своем замечательном The Garden.

Джульен иногда вводит себя в материал, включая съемки себя рассматривающего записки и сценарии Джармена.

Дерек источает неконтролируемую ярость и злость на то, что его защитники считают жестокой манерой, в которой британский истеблишмент высмеивал и унижал его художественную и политическую активность.

В закадровом голосе Суинтон слышится язвительность. Возможно это слишком наиграно и полно самолюбования, хотя и показывает, какую страсть и приверженность вызывает Джармен в своих друзьях и коллегах. Джармен был во многом парадоксален.

Противоречивый художник, его работа глубже и интереснее в более тихих и поэтичных размышлениях. Таким же образом возможно Дерека стоит преподносить в более жестком и не таком интимном тоне.

Если говорить прямо, то "Дерек" смог показать, почему этот то раздражающий, то восхищающий художник остается актуальным и вызывающим споры и обсуждения режиссером.

Патрик Зед МакГэвин, Screendaily.com, 29.01.2008



Сайт управляется системой uCoz