Погоня за фантомом
Одной из главных сенсаций ежегодного фестиваля независимого кино в Сандансе стала премьера документального фильма "Так где уже Усама бин Ладен?" /Where in the World Is Osama Bin Laden?/. Режиссер этой ленты, Морган Сперлок, прославился года четыре назад едкой, как уксус, сатирой на индустрию джанк-фуда "Двойная порция" /Super Size Me/. В фестивальный зал в Парк-Сити (Юта) набилось народу под завязку: всем хотелось увидеть комедию про самую загадочную и мрачную личность современности. Тем более что уже давно клубится слух, что вездесущий бруклинец Сперлок побывал в секретном лагере, где тренируются боевики "Аль-Каиды", и даже провел интервью с бин Ладеном.
На встречах с прессой Сперлок посмеивался сквозь усы, уходя от прямых ответов, и сам поддавал жару. "Ну да, эти феньки я слышал, — говорил он. — Мне больше других нравится версия, что Харви Уайнстин (совладелец студии "Мирамакс") заплатил мне 25 млн долларов. Так что очень скоро я запускаю сиквел "Где же в конце концов мои деньги?".
В начале фильма Сперлок вышучивает голливудский формат приключенческого боевика, когда герой-одиночка собственноручно решает глобальные мировые проблемы. "Чем я хуже?" — спрашивает себя режиссер и отправляется на поиски главного врага человечества — бен Ладена — в Марокко, Саудовскую Аравию, Израиль, Палестину, Египет, Афганистан и Пакистан.
Ну, конечно, хохмит он напропалую. Игровые эпизоды перемежаются анимацией: в каждой стране Сперлок сражается с бен Ладеном в стиле видеоигры Mortal Kombat. В саудовском продмаге он спрашивает продавцов: не видели ли они случайно бен Ладена?
Хеппи-энда не произойдет — в том смысле, что Усаму он так и не выследил. Понятно, что фиаско было ожидаемым. Главное, чем фильм интересен, — разноголосицей мнений жителей разных стран о терроризме, Америке, Израиле. И все, с кем беседует режиссер, задаются одним и тем же вопросом: какое будущее мы готовим нашим детям?
Большинство осуждают бен Ладена, но и от Джорджа Буша люди на Ближнем Востоке тоже, мягко говоря, не в восторге. "Мне было неуютно выслушивать резкие слова о Буше и о США, - признается Сперлок. — Думаю, что и американским зрителям это тоже будет малоприятно. Но мы должны начать вслушиваться в иные мнения и снять шоры, ограничивающие объективное видение мира".
Почему он в своих съемочных странствиях игнорировал Ирак? Сперлок объясняет это тем, что об Ираке нас очень подробно информируют масс-медиа, в отличие от Афганистана, где положение куда хуже, чем до американского вторжения.
Но жена режиссера Алекс Джеймисон дает другое объяснение: ее собственное нежелание, выраженное мужу в виде ультиматума из-за опасений за его жизнь. Алекс забеременела во время подготовительного периода съемок, а кадры ее родов стали завершающим фильм эпизодом. Их сын Лейкен родился в декабре 2006 года.
За какой новый рискованный проект он берется теперь?
"На очереди — отцовство, — смеется Спурлок. — Это долгий проект".
Фильм "Так где уже Усама бин Ладен?", купленный для проката "Мирамаксом", приглашен на несколько международных кинофестивалей. В регулярный американский прокат он выйдет в апреле.