Итоги Sundance
Вчера были объявлены победители 27-го фестиваля независимого кино в Сандэнсе (штат Юта), созданного в пику Голливуду актером и режиссером Робертом Редфордом.
Приз за режиссуру в конкурсе "мирового художественного кино" получила российский режиссер Анна Меликян за фильм "Русалка". А гран-при в той же номинации — швед Йенс Йонсон за "Короля пинг-понга" /PingPong-kingen/, чем-то напоминающего "Русалку".
То, что отечественные и иностранные эксперты смотрят российские фильмы разными глазами,— общее место. В России "Русалку" пожурили за стилистическую нестыковку между началом и концом. Критикам приглянулась первая половина: томительная жизнь в глухом приморском городе где-то на юге странной девочки, с шести лет отказывающейся говорить, но зато способной исполнять свои желания, иногда социально опасными способами. Зато вторая, где речь идет о московских приключениях героини, влюбившейся в типичного для современного российского кино офисного раздолбая, показалась вторичной по отношению к множеству фильмов последнего времени.
Американское же жюри, очевидно, оценило социальную и гуманитарную составляющую, о которой отечественные критики как-то разучились думать. Девочка Алиса увиделась им не воплощением андерсеновской Русалочки, как замышляла Анна Меликян, а просто ребенком-аутистом, страдающим от отсутствия отца и любовных авантюр мамочки. А в московских сценах, возможно, увидели сатиру на способ существования российских яппи, карикатурно подражающих своим американским собратьям.
Дети-аутисты с семейными проблемами вообще стали героями 27-го Сандэнса. Толстый и неловкий подросток из "Короля пинг-понга" чувствует себя в своей тарелке, только предаваясь любимой игре. А его разительное несходство с младшим братом, худощавым и удачливым, наводит на мысль, что мама наставила рога мужу, дайверу-алкоголику.
Фильмы—фавориты национального конкурса были посвящены, напротив, борьбе взрослых за выживание. Героине "Замерзшей реки" /Frozen River/ Кортни Хант, удостоенной гран-при в категории "Американское художественное кино", в буквальном смысле слова нечем кормить двоих детей после того, как ее бросил муж. Попав в заложницы к индианке из соседней резервации, которая под дулом пистолета заставляет ее перевезти через границу группу незаконных иммигрантов, она понимает, что набрела на выгодный, пусть и рискованный промысел, который позволит ей сводить концы с концами.
Героям же и по совместительству авторам победившего в конкурсе национального документального кино фильму Тиа Лессинг и Карла Дила "Взбаламуть воду" /Trouble The Water/ пришлось сражаться со стихией. Собственно говоря, это не произведение киноискусства, а уникальное свидетельство. Рэп-певица из Нового Орлеана и ее муж не расставались с видеокамерой во время катастрофического урагана Катрина, унесшего две тысячи жизней, а затем фиксировали мучительное возвращение их города к жизни.
Трагедия Нового Орлеана, кажется, постепенно вытесняет из списка актуальных тем трагедию Нью-Йорка, хотя и не совсем. Косвенное напоминание о ней — выигравший гран-при в конкурсе иностранных документальных фильмов "Человек на проводе" /Man On Wire/ англичанина Джеймса Марча. Он напомнил об авантюре французского канатоходца Филиппа Пети, прошедшего вопреки официальному запрету по канату, натянутому между двумя башнями Всемирного торгового центра. Тогда его поступок назвали самым артистичным преступлением века, не ведая, что спустя несколько лет ВТЦ станет жертвой самого громкого и в определенном смысле не менее артистичного преступления XXI века.