"Золотой Орел" 2007 или Бенефис Михалкова

Аж два орла — золотой и бриллиантовый — парили в этот вечер над сценой Первого павильона "Мосфильма", превращенного в зрительный зал. Когда вся страна вспоминала Владимира Высоцкого, академические "орлы", хорошенько почистив клювом перья, спикировали на головы избранных художников. Причем весьма предсказуемо и адресно.


Тяжелая внешняя артиллерия расчистила Михалкову поле боя: специальный "Золотой лев" в Венеции и нынешняя номинация "12" на "Оскар" делала любые прогнозы смешными. Впрочем, этот факт не помешал кинобомонду 1 час 45 минут дискутировать в кулуарах на тему, есть ли шансы у других картин. К тому же такие задержки стали уже "орлиной повадкой", славной традицией этой мегавечеринки года. Может, поэтому дамы, как будто сговорившись, явились исключительно в трауре. Господа — тоже в чем-то глубоко-темном.


И вот музыкальный ансамбль Марка Пекарского вжарил по барабанам. На экране замелькали рабочие комбинезоны монтировщиков-трудяг. Подчеркнув близость к народу, организаторы вывели на сцену уже слегка отпавшего от него саксофониста Игоря Бутмана, а затем и вовсе эстета Юрия Башмета. Джаз и скрипка тактично напомнили о достойном месте академиков среди духовной элиты общества.

Ну а потом вполне гармонично прозвучало и приветствие Путина "орлятам" с загадочными словами о "путевке в высшую лигу". То ли президент слегка спутал спорт и кино, то ли обобщил свои пожелания в такой образной форме...

Ведущие — ставшая брюнеткой, вся в черном, Мария Миронова и загорелый "островитянин" Федор Бондарчук (кстати, тоже номинант — за фильм "Тиски"). Смирившись со светом семи прожекторов, бьющим прямо в глаза, зал похлопал Говорухину, получавшему за Марию Аронову ("Артистка") приз за лучшую женскую роль второго плана. А через несколько минут режиссер получал приз уже за Александра Абдулова, также сыгравшего в этом фильме. Минорная пауза — и под заунывную песню ансамбля "Сирин" — "Что тебе надо, человече?" пошли кадры из картин с участием Абдулова. Забегая вперед, скажем, что еще дважды вставал зал для "поминальной молитвы". Андрей Краско (лучшая мужская роль в телеленте "Частный заказ"). Александр Татарский, худрук "Горы самоцветов" (лучший анимационный фильм).


Элегантный дуэт Александр Адабашьян — Эвелина Хромченко, проделав странную мизансцену со стулом, наградил Владимира Климова как лучшего оператора (телесериал "Ленинград"). Наконец дошла очередь до Бодрова — его художница по костюмам, немка Карин Лор, названа лучшей. Людмила Кусакова также оказалась отмеченной — за "Волкодава" — в номинации "художник-постановщик".


Церемония катилась ни шатко ни валко, когда на сцене возник наш Павка Корчагин — Василий Лановой и вручил почетного "Орла" за "выдающийся вклад" своему старому (аж с 1956 года!) другу Владимиру Наумову, президенту "Золотого орла", который отметил 6 декабря 80-летие. "Ты не изменился..." — "Чаво?" — этот диалог классиков весьма повеселил публику.


Юрий Башмет вручал за лучшую музыку. Говорят, накануне он крепко... спел с Михалковым в Доме музыки на своем 55-летии. А сейчас птица из его рук упорхнула к Эдуарду Артемьеву, автору музыки к "12", которого в зале не оказалось. И получать за него вышел Михалков. Немец Штефан Конкен назван лучшим звукорежиссером ("Монгол"). За него получал тот же Бодров. "Татьяна" на всякий случай снова спела о любви и дружбе. Бодров заметно нервничал.

А вот на сцене появилась "известная зарубежная актриса" — Ингеборге Дапкунайте. Она вручила "Орла" продюсерам "ЦПШ" за "лучший зарубежный фильм в российском прокате" — "Королеву" Стивена Фрирза. В зале шептались, что Никита Сергеевич обиделся на нее из-за того, что девушка заломила слишком большой гонорар за "Утомленных солнцем-2", и взял вместо нее более молодую и покладистую Толстоганову.

Перешли к телепроектам. Народ нетерпеливо ерзал — скучная церемония дошла до своего апогея. Но... кто нас показывает, с тем мы и танцуем. И вот Евгения Добровольская, вся такая casual, и Николай Фоменко осчастливили "Орлом" Марию Порошину за роль в телесериале "На пути к сердцу". А затем Анастасия Заворотнюк, пококетничав, объявила победителя в номинации "мини-сериал". Им стал "Ленинград", а в "просто ТВ-сериале" признание получил Николай Досталь и его "Завещание Ленина". "На этот раз все получилось по-честному", — под общий смех заметил мастер.

Если вы смотрели ночную трансляцию, то наверняка посмеялись и над шуткой Юрия Стоянова, вышедшего с ржавой монтировкой: "Если бы три мастера монтажа смонтировали один фильм, то получилось бы "Путешествие артистки с 12 простыми домашними монголами". А вот версия Михаила Галустяна из "Нашей Раши", между прочим, не хуже: "Пойдем туда, где монгол с артисткой делают простые вещи 12 раз".

И еще. По иронии судьбы, спешно монтируя церемонию, на РТР вырезали из смачной речи Стоянова, вышедшего вручать "Орла" именно за лучший монтаж Андрею Зайцеву ("12"), один прелестный пассаж. Ахтунг! "Лучший монтажный стык, абсолютно незаметный для зрителя, у нас состоится 2 марта" Каково? "А лучшим фильмом в этой монтажной номинации надо признать "Бой с тенью-2". Ну, Юрий, за это вам можно и Лесневского простить...

Свою природную доброту в очередной раз продемонстрировала Рената Литвинова. После признания Евгения Миронова в том, как ему везло с партнершами, сказала, что она сочувствует победительнице: "Как это тяжело... Самые лучшие ничего никогда не получают. Внутри себя я уже получила все призы.... Кто же эта женщина? — вопрошала, недобро прищурившись, дива. — А, Женя Добровольская? Ей — можно".

И еще лаконичнее, когда вскрывала конверт с "лучшей мужской ролью": "Я сейчас заплачу". И начала перечислять героев дня — от Михалкова до Горбунова. Актерская "бригада" "12", как и ожидалось, взяла 12 "Орлов" — в этой номинации. Во главе "с белым венчиком из роз", — of course, Никита Сергеевич... Что толку было конкурировать с этой стальной армадой другим номинантам — Виктору Сухорукову ("Агитбригада, бей врага!") и "другу дома" Федору Бондарчуку ("Тиски")? Их, похоже, позвали для мебели. Сцена напоминала муравейник, а Стоянов напоследок предостерег: "Что было бы, если бы Никита Сергеевич снял "300 спартанцев?"

Зал ужаснулся.

Затем, к общему изумлению, лучшим сценаристом был назначен Алексей Попогребский, который, похоже, был удивлен больше всех. И заявил, что, скорее всего, никто из академиков не читал его сценарий. Ведь "Простые вещи" прежде всего сделали актеры — Сергей Пускепалис и Леонид Броневой. Но их и близко нет в номинациях. К финалу церемонии изнемогающий бомонд шептался, поделится ли Михалков хотя бы ради приличия главными призами со Сторожевой или Попогребским? Нет. Академики — просто "Кремень" (кстати, этот яркий дебют Алексея Мизгирева тоже не вошел ни в одну номинацию). И вот на сцену выходит Наумов и, растерянно рассматривая листок, преждевременно брякает в микрофон: "Цифра... Двенадцать..." Немая сцена. Затем зал грохнул. Пришлось сделать дубль.

- Коллеги, я знаю, как трудно принимать такие решения, — обратился Н. С. к залу. — Академики и примкнувшие старались не смотреть друг на друга. Как и ожидалось, триумфатор поблагодарил Господа Бога, который "свел его с этими людьми". С ними, правда, иногда он чувствовал себя Вальтером Запашным. Напоследок Гафт прочитал стихи: "Вся наша страна, если честно считать, — присяжные заседатели..." Ну, не знаю... Хотя... Вот бы академиков-заседателей запереть в спортивном зале и заснять на пленку, как они 12 часов подряд пилят "Орлов". Мечты, мечты...
...А тем временем бодрый голос ведущего пригласил призеров фотографироваться на сцену. И стал перечислять фамилии... Вторым в списке шел... Александр Абдулов! Все потеряли дар речи и кинулись залечивать моральные раны на фуршет в соседний павильон — пока часы не пробили 12....

P.S. Мини-разбор полетов
Итак, 16 "Орлов" у фильма "12". Гордые птицы не заметили "Путешествия с домашними животными", "Русалку", "Два в одном", "Изгнания" — главных событий киноиндустрии. Впрочем, почему в номинациях не оказалось Андрея Звягинцева, Константина Лавроненко и Михаила Кричмана — ежу понятно. Ведь "Изгнание" спродюсировал основатель РЕН ТВ Дмитрий Лесневский, жестокую пародию на которого в "12" сыграл Юрий Стоянов.

Можно по-разному относиться и к мрачному "Грузу 200" — но это событие, которое критики сочли лучшей работой минувшего года. И его отсутствие даже в списке номинантов выглядит странным. Как и вопиющая дыра на месте "Александры", которую, правда, щепетильный сам Сокуров снял с конкурса.

Поэтому размах крыльев "Золотого орла" получился таким, каким получился. Чего вы вообще хотите от ручной птицы? С которой, похоже, не по пути всяким диким слонам, оленям, куропаткам и никам...



Сайт управляется системой uCoz