Вооружен и очень опасен
В фильме "Так где уже Усама Бин Ладен?" Морган Сперлок, в своем личном поиске истины расширяет спектр исследования и выходит на глобальный уровень, разыскивая главу Аль-Каиды, за голову которого обещано вознаграждение в 25 млн. долларов, по всему Ближнему Востоку. Поговорив со многими дружелюбными персонажами во всех тех местах, где он побывал и небольшим количеством мерзких экстремистов, Сперлок настроен оптимистично. Он заводит друзей, весело проводит время, но автор террористического акта 11 сентября все еще не обнаружен.
Дебют Сперлока — картина "Двойная порция" — нашла себе зрителя по всему миру, благодаря своей комичной корпоративной критике и живому повествованию от первого лица. Фильм "Куда пропал Усама бен Ладен" может опираться на ту же аудиторию, и пользоваться антиамериканскими настроениями по всему миру и, благодаря своему юмору, может быть воспринят американским зрителем, которому не нравится большинство документальных фильмов о Ближнем Востоке. Доказанная неспособность ЦРУ найти Усаму бен Ладена, будет поддерживать актуальность названия.
Без какого-либо уровня экспертности (и с помощью соавтора Джереми Чилника и журналиста Джеймса Брабазона), Сперлок путешествует по Ближнему Востоку и Соединенным Штатам и берет интервью у людей, которые могли бы указать ему в направлении человека, которого Джордж Буш хочет заполучить "живым или мертвым". Он начинает с того, что глумится над своей миссией посредством песни в стиле кантри, с таким же названием, как и фильм, и рэпового видеоклипа, в котором усамаподобный персонаж поет песню Эм-Си Хаммера You can't touch this.
Сатира в духе "Где Уолдо / Где Уолли" задает тон картины, хотя Сперлок и отправляется в это путешествие в тот момент, когда его перепуганная жена обнаруживает, что беременна их первым ребенком, и Морган также ставит своей задачей сделать этот мир более безопасным для следующих поколений. Это не мешает ему создавать бейсбольные карточки Аль-Кайеды, включающие в себя статистику террора Аймана аль Завахири — человека номер два в Аль Кайеде, которого он зовет "человеком А".
И снова Сперлок начинает с тела. Тот же расстроенный доктор, который отслеживал ухудшение состояния его здоровья от потребления гигантских порций "Макдоналдса", появляется снова и прививает его от всевозможных болезней. Мы видим, как Сперлок со своими всегдашними усами в стиле "фу манчу", готовится к своей миссии, как ниндзя. Последнее время Сперлок обновил свой фирменный партизанский стиль, благодаря большему бюджету и опыту, но его повествовательный голос остается таким же. Он настойчив и дружелюбен, зачастую обезоруживающе инфантилен, когда обращается к людям с открытыми вопросами о местонахождении вождя террористов, будь то в Египте, Иордании, Афганистане, Саудовской Аравии или Израиле. Все это снято оператором по имени Дэниел Маррачино.
Ответы, которые он слышит на улице, в общем-то, схожи — Сперлок, который скоро станет отцом, узнает очевидную истину — даже в марокканских трущобах, люди хотят, чтобы их дети жили лучше. Большинство респондентов в арабском мире не считает, что война США с терроризмом сделала их жизнь безопасней и считает, что их собственные правительства коррумпированы и столь же не эффективны в борьбе с экстремизмом, как и администрация Буша. Молодые египтянки вторят общим антиамериканским настроениям и смеются над пропагандой, признаваясь, что они не разбираются в мировой политике.
То, как вас развлекает картина "Так где уже Усама Бин Ладен?", напоминает истории американских журналистов-путешественников времен уморительной книги Марка Твена "Невинные за границей" — тем, как Сперлок пытается применить подростковый здравый смысл в межкультурных разговорах. Это не всегда работает. В Саудовской Аравии антихристианские (антиамериканские) и антиеврейские речи разносятся на высоких децибелах из мечетей. В Иерусалиме, где арабы на улицах порицают Усаму Бин Ладена, скептичный Сперлок посещает руины после бомбежки, откуда его выгоняет толпа агрессивно настроенных ультраортодоксальных евреев.
Не вспомнить Майкла Мура невозможно, хотя работа Сперлока обладает гораздо более широким диапазоном и, гораздо более личная чем то, что сделал Мур в картине "Псих" и общение в фильме гораздо более спонтанно и менее постановочно.
Отважный режиссер ставит точку, когда речь идет об отправлении на контролируемые племенами территории Пакистана на границе с Афганистаном потому, что практически все говорят ему, что Усама Бин Ладен там, но искать его там слишком опасно. Реальная опасность может испортить всю комедию, так что параллелей с "Рембо" Сильвестра Сталлоне и The Delta Force Чака Норриса не проводится.
Морган Сперлок узнает, что война с терроризмом несет в себе еще больше трудностей, чем борьба с ожирением среди потребителей фаст-фуда. Мир, по которому ездит улыбчивый Сперлок, все еще ужасен и, похоже, что от удвоенных военных бюджетов мир не становится лучше.
Дэвид д'Арси в Парк Сити, 23 января 2008