Раздача СЛОНов
Премия Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ носит массивное название СЛОН и вручается, как правило, в виде диплома и небольшой статуэтки этого экзотического животного. Неудивительно, что на церемонии вручения премии по итогам 2005 года не было конца шуткам на "слоновью" тематику — упоминали и пачку индийского чая, и зонтики японской фирмы "Три слона".
Номинаций было предостаточно, возможно, даже многовато для такой внутрицеховой премии, и ничем, кроме расцвета отечественной кинокритики, этот факт объяснить нельзя. Как рассказали ведущие церемонии, труднее всего было выбирать среди номинантов, отличившихся изданием киноведческих трудов, — только в 2004 году было опубликовано более 50 исследований в этой области.
В итоге наград удостоились такие известные и заслуженные киноведы, как Нея Зоркая и Владимир Забродин (за работы по истории отечественного кино), Ирина Звегинцева и Дмитрий Караваев (за освещение истории мирового кинематографа), Леонид Козлов, Михаил Ямпольский и Ольга Булгакова (за труды по теории кино). Специальных премий имени Мирона Черненко удостоились Юрий Богомолов и Николай Болдырев, а премии за статьи в периодике получили Сергей Анашкин, Тамара Сергеева, Наталья Мазур и Нина Цыркун.
Отдельные награды за освещение кино в электронных масс-медиа достались Марине Тимашевой с радио "Свобода" и создателям отметившей свое десятилетие телепрограммы "Кинескоп" Петру Шепотиннику и Асе Колодижнер.
Почетные призы были вручены старейшинам киноведческого цеха Александру Караганову и Александру Брагинскому, а специальная премия памяти Михаила Левитина "Лучшему молодому критику года" досталась Константину Шавловскому.
Продолжительными аплодисментами собравшиеся сопроводили вручение премии СЛОН в номинации "Книга критика", учрежденной в этом году. Эту награду получил кинообозреватель "Газеты" Антон Долин — за вышедшую в издательстве "Новое литературное обозрение" монографию " Ларс фон Триер. Контрольные работы. Анализ, интервью". В эту книгу, посвященную творчеству одного из самых неординарных современных кинорежиссеров, вошли интервью с самим фон Триером и его актерами — такими как Катрин Денев, Стеллан Скарсгаард, Удо Кир и Жан-Марк Барр, а также анализ его картин и впервые изданный на русском сценарий фильма "Догвилль". Монография Долина открыла новую издательскую серию "Кинотексты".