Экспериментальное кино в Челябинске
Челябинск увидел лучшие ленты исландского кинофорума. На Южный Урал привезли 11 европейских и американских фильмов, каждый из которых — это один или несколько видеокадров или анимационных картинок с непростым смыслом.
Такого ажиотажа в кинотеатре имени Пушкина не было давно. У кассы еще стоит огромная очередь, но билетов уже не достанется никому. За 15 минут до начала сеанса продали последний. Южноуральцы покупают места даже на ступеньках зрительного зала. Невероятный факт: полный зал удалось собрать практически без рекламы. Благодаря одному только упоминанию страны викингов, о которой знают разве что специалисты. Александр Фокин, преподаватель истории Челябинского государственного университета, объясняет: "Там изначально был очень высокий уровень культуры. Когда Европа была безграмотная, в Исландии все умели читать. Создан такой особый тип культуры, который делает их непохожими ни на одну страну в Европе и мире".
Исландский фестиваль кино тоже получился непохожим на другие. Чехи привезли анимацию, британцы — смесь мультфильмов с черно-белым кино. Голландцы добавляют в программу форума ложку меда — минутный фильм одним кадром. Девять из 11 кинолент — бессюжетные и символические. Анна Красавина, администратор кинотеатра имени А. С. Пушкина, говорит: "Если честно, я сама посмотрела несколько раз. Там есть загадочные, которые я до сих пор не понимаю. Но я надеюсь, людям удалось разгадать в меру своих способностей и воображения".
Об Исландии южноуральцы раньше имели только общее представление: страна викингов, гейзеров и вечной мерзлоты. Сейчас знают, что на окраине Европы снимают фильмы об одиночестве. Например, героиня драмы неизлечимо больна. От боли, тоски и одиночества пытается покончить жизнь самоубийством. Ее спасает человек из соседней квартиры. Он и оказывается мужчиной, которого она искала всю жизнь. "Человека растят в мире, поливают, удобряют. Потом незаметно тронут, пнут. Он падает. Это, возможно, показывает ответственность каждого человека за свои поступки", — рассуждает зритель.
Режиссер другого фильма посмотрел на мир глазами растения с грядки. Тот случай, когда быть овощем — не значит проживать скучную жизнь. Необычный взгляд — общая черта всех режиссеров-экспериментаторов. Теперь в прямом смысле открыть глаза для восприятия киноэксперимента удалось и южноуральскому зрителю.