"Моя любовь" Александра Петрова у себя на родине
Два месяца в Ярославском художественном музее, где не было киноустановки, крутили кино. Прямо в передней первого этажа появился домашний кинотеатр, в который без счета раз на дню закладывали диск с записанным на нем 26-минутным анимационным фильмом "Моя любовь".
У кинематографистов принято устраивать первый показ своей работы там, где ее делали. "Мою любовь" ярославский художник, режиссер, аниматор, член Союза кинематографистов России и Американской киноакадемии Александр Петров создавал в течение трех с половиной лет в Ярославле. Горожанам довелось увидеть картину только сейчас, спустя год после триумфального показа на японском экране. Прежде чем попасть в художественный музей, она совершила победное шествие по странам и международным фестивалям в Лейпциге, Белграде, Тегеране, Дрездене, Мельбурне, Рио-де-Жанейро, Киеве, Бадене и, конечно, Санкт-Петербурге и Москве, собирая Гран-при и дипломы.
Фильм о чистой юношеской любви посмотрел Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, пригласил автора на беседу и благословил на творчество, несущее людям светлые добрые чувства. Петрову был вручен орден Преподобного Сергия Радонежского III степени — одна из высших наград Русской православной церкви.
Выпускник Ярославского художественного училища, родом из поселка Пречистое на севере области, не баловал вниманием земляков. Лишь в конце прошлого 2007 года решил пообщаться с ними на музейной выставке, представить на нее все ценное, что имел. Под стеклом оказался "Оскар" мечта-премия Американской киноакадемии, которую не имеет никакой другой российский аниматор. Ее присудили в 2000 году за фильм "Старик и море", сделанный в Канаде. Российская "Ника" была вручена за "Мою любовь".
На стенах, в витринах разместились фотографии, эскизы, наброски к фильму, выполненные цветными карандашами, тушью, пастелью, маслом на листах бумаги и на пленках, оргстекле. Автопортрет и портрет автора романа "История любовная" Ивана Шмелева (1873 — 1958 г.), по которому снималась картина, были написаны углем. Сам фильм, как и те, что предшествовали ему, художник рисовал кончиками пальцев.
В углу зала музейщики воссоздали рабочее место мастерской Александра Петрова со столом, за которым в день открытия выставки он давал мастер-класс, раскрывал приемы творческого процесса. В плотном кольце посетителей, журналистов привычно набросал одну из сцен, используя четыре тюбика с черной, красной, синей и желтой масляными красками. Длинные пальцы работали так, словно художник играл на пианино. Живописи придавалась легкость и свежесть, словно возникало внутреннее движение.
На одну секунду анимационного фильма требуется 12 кадров. Для "Моей любви" пришлось сделать 18720 рисунков. Конечно, одному человеку это непосильно. Петров выстраивал композицию, прорисовывал характеры персонажей, ставил цвет, а затем 2 — 3 недели над сюжетом работали помощники. Любовные фантазии, мечтания, горячечный бред главного героя изображал сын Дмитрий, окончивший в 2007 году питерский институт имени Репина.
Действие романа "История любовная" происходит в купеческом Замоскворечье XIX века. Это история 16-летнего гимназиста Антона и его первая любовь. Художник долго и мучительно искал прототип подростка. В театральном институте ему не приглянулся никто. Среди близких, знакомых людей — тоже. Отчаявшись, Петров отправлялся на вокзал и снимал на камеру мальчишек. От него шарахались, обзывали маньяком. Месяца через три, встретившись со школьником Гришей, поиски прекратил: мальчик полностью соответствовал взглядам художника. У Гриши в это время тоже была первая любовь.
С горничной Пашей оказалось проще. Он увидел жену сына, студентку-первокурсницу того же вуза, где учился Дмитрий, и пригласил в Ярославль на фотосессию. С Юлей отправился в костюмерную Волковского театра. Она примерила наряды прошлого века и органично вошла в образ.
Рисунки Петрова для фильмов были, по его словам, солдатами, которые должны умереть после победы. Не сохранились тысячи набросков, живописных работ от анимационных лент "Корова" (1989), "Сон смешного человека" (1992), "Русалка" (1996), "Старик и море" (1999). Готовя "Мою любовь", ярославец преодолел расточительность и что-то оставлял. Использованные в фильме сюжеты, позволившие искусствоведам высоко оценить автора, прежде всего как талантливого живописца с необычной манерой письма, легли в основу экспозиции выставки. "Ждут новобрачных", "Пожар. Испуганный Антон", "Дождь", "Пейзаж с лужами" (2004)., "Интерьер церкви" (2003), типажи дворника, городового, пастуха, кучера, гимназистов, сцены на ярмарке и т.д. не были уничтожены.
"Фильмом "Моя любовь" Александр Петров пытается соединить живопись и кинематограф, — писал известный мастер анимации Федор Хитрук, — более того, анимационный кинематограф и игровой. Ценность его в том, что он сделан живописцем. Я сам априорно считал невозможным экранизировать Тургенева, Шмелева. Но последние годы показали, что горизонты анимационного кино в изображении человеческих поступков и чувств гораздо шире, чем предполагали раньше. Саша доказал, что анимация способна делать то, что для игрового кино недоступно".
Сейчас ярославец готовится рисовать очередную картину примерно на час показа. Ему нужны сподвижники. В декабре Петров объявил конкурс в студию при своей мастерской и отобрал 8 — 10 художников из тех, кто ищет себя. Хотелось, говорил он, чтобы они обладали терпением и имели поменьше амбиций.
Выставка Александра Петрова "Моя любовь". Сотворение фильма" будет показана в других городах страны.