РОТТЕРДАМ 2008: 23 января — 3 февраля

37 Международный кинофестиваль в Роттердаме представляет программу, которая решительно ориентирована на независимые и новаторские фильмы молодых режиссеров всего мира. Его программа включает 50 мировых, 30 международных и 24 европейских премьеры полнометражных фильмов.

ОСНОВНОЙ КОНКУРС
КОНКУРС КОРОТКОГО МЕТРА
БУРЯ И НАТИСК
ВРЕМЯ И МЕСТО
КОРОЛИ И АСЫ
РОТТЕРДАМСКИЕ СУМЕРКИ
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ КИНОРЕЖИССЁР: СВЕТЛАНА ПРОСКУРИНА
ВЗРЫВАЮЩЕЕСЯ КИНО
ВОЗВРАЩЕННОЕ КИНО
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ХУДОЖНИК: КАМЕРОН ДЖЕЙМИ

Основная конкурсная программа (премии "Тигр")

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

Иди с миром, Джамиль / Go with Peace Jamil (Ma salama Jamil)
Реж. — Омар Шаргави / Omar Shargawi
Дания, 2008

Агнец Божий / Lamb of God (Cordero de dios)
Реж. — Лусия Седрон / Lucía Cedrón
Аргентина — Франция — Чили, 2008

Фрейлины / Las meninas
Реж. — Игорь Подольчак и Дин Карр / Ihor Podolchak & Dean Karr Украина, 2008

Шанхайский транс / Shanghai Trance
Реж. — Давид Вербек / David Verbeek
Нидерланды, 2008

Небо, земля и дождь / The Sky, the Earth and the Rain (El cielo, la tierra y la lluvia)
Реж. — Хосе Луис Торрес Лейва / José Luis Torres Leiva
Чили — Франция — Германия, 2008

История 52 / Tale 52 (Istoria 52)
Реж. — Алексис Алексиу / Alexis Alexiou
Греция, 2008

Хорошее здоровье / Wellness
Реж. — Джейк Махаффи / Jake Mahaffy
США, 2008

Годы, когда я был ребенком / Years When I Was a Child Outside (Taon noong ako'y anak sa labas)
Реж. — Джон Торрес / John Torres
Филиппины, 2008

Вальс при звездном свете / Waltz in Starlight (Hoshikageno Waltz)
Реж. — Синго Вакаги / Shingo Wakagi
Япония, 2007

Стриж / Strizh
Реж. — Абай Кулбай / Abai Kulbai
Казахстан, 2007

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

Ешь, сие есть тело мое / Eat, for This Is My Body (Mange, ceci est mon corps)
Реж. — Мишеланж Кей / Michelang Quay
Франция — Гаити, 2007

Цветок в кармане / Flower in the Pocket
Реж. — Лью Сен Тат / Liew Seng Tat
Малайзия, 2007

Fujian Blue (Jin bi hui huang)
Реж. — Вэн Шоу-мин / Weng Shou-ming
Китай, 2007

Король пинг-понга / The King of Ping Pong (PingPong-Kingen)
Реж. — Енс Йонссон / Jens Jonsson
Швеция, 2007

Замечательный город / Wonderful Town
Реж. — Адитья Ассарат / Aditya Assarat
Таиланд, 2007

Конкурс короткого метра

"27000 дней", Навин Сингх (США, 2007), 10 мин., международная премьера
"5 прогулок", Анна Абрахамс (Нидерланды, 2008), 15 мин., мировая премьера
"Приключение", Майк Брун (США, 2008), 22 мин., мировая премьера
"Ах, свобода!", Бен Риверс (Великобритания, 2008), 20 мин., мировая премьера
"Аллен Гинзберг думает", Икс-Хо (Сингапур, 2007), 15 мин., европейская премьера
"Пока я умираю", Хо Юхань (Малайзия, 2007), 10 мин., европейская премьера
Batbox/Beatbox by Jani Ruscica (Finland, 2007), 17 мин., международная премьера
"Дорогой Билл Гейтс", Сара Крайстмэн (США, 2006), 17 мин., европейская премьера
"Элементы ничего", Макино Такаси (Япония, 2007), 19 мин., международная премьера
Foggy Mountains Break Down More Than Non Foggy Mountains, Джесси Стед (США, 2006), 59 мин., европейская премьера
"Полчайной ложки" ("Сетенга сендок те"), Ифа Исфансия (Индонезия, 2008), 18 мин., мировая премьера
"Запуск", Брайан Дойл (США, 2007), 24 мин., европейская премьера
"Шумные вещи", Телкосистемс (Нидерланды, 2008), 10 мин., мировая премьера
"Майнот, Северная Дакота", Анджелика Брудняк и Синтия Мадански (США, 2008), 18 мин., мировая премьера
"Механическая мозаика", Норберт Пфаффенбихлер, (Австрия, 2008), 9 мин., мировая премьера
"Уголок и щель", Франсиен ван Евердинген (Нидерланды, 2008), 3 мин., мировая премьера
"Наблюдая небо", Джин Лайотта (США, исп., 2007), 19 мин., европейская премьера
"Ракета", Уруфонг Раксасад (Таиланд, 2007), 19 мин., европейская премьера
"Фильм-эскиз № 5", Томонари Нисикава (США, 2007), 3 мин., европейская премьера
"Головокружительный кайф", Иоганн Лурф (Австрия, 2007), 19 мин., международная премьера



Буря и натиск

Роттердамский международный кинофестиваль всегда приветствовал зарождение таланта. В программе "Буря и натиск" полную власть получают режиссеры, которые развивают собственный стиль и прокладывают новые пути. Таким образом, "Буря и натиск" — это место, где можно найти неизвестные имена и сделать удивительные открытия.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

Перепутья / Crossroads (Jie kou)
Реж. — Ван Цзин / Wang Jing
Китай, 2008

Навсегда / Forever (Za vedno)
Реж. — Дамьян Козоле / Damjan Kozole
Словения, 2008

Лево / Left (Links)
Реж. — Фраукье Тан / Froukje Tan
Нидерланды, 2008

Счастливые 7 / Lucky 7 (Qi ying pian)
Реж. — Сун Кох, Л. Раджагопал, Бу Цзюнфэн, Брайан Готонг, Чю Цэ Чуань, Хо Цу Нием, Таня Снг / Sun Koh, K. Rajagopal, Boo Junfeng, Brian Gothong Tan, Chew Tze Chuan, Ho Tzu Nyen, Tania Sng
Сингапур, 2008

Болото / The Swamp (Het moeras)
Реж. — Барбара Ханло / BarBara Hanlo
Нидерланды, 2008

В стиле монстров / Of Monster Mode (Bakemono moyou)
Реж. — Исии Юя / Ishii Yuya
Япония, 2008

Филиппинское блаженство / Philippine Bliss
Реж. — Хавн / Khavn
Филиппины, 2008

Тень песка / Shadow of Sand (Suna no kage)
Реж. — Юсукэ Каида / Yusuke Kaida
Япония, 2008

Угонщик самолетов / The Skyjacker
Реж. — Джефф Пикетт / Jeff Pickett
США, 2008

Песнь добра / A Song of Good
Реж. — Грегори Кинг / Gregory King
Новая Зеландия, 2008

Тирамису / Tiramisu
Реж. — Паула ван дер Уст / Paula van der Oest
Нидерланды, 2008

Тропическая Манила / Tropical Manila
Реж. — Ли Сан-Ву / Lee Sang-Woo
Филиппины — Южная Корея, 2008

Уэдли / Wadley
Реж. — Матиас Мейер / Matias Meyer
Мексика, 2008

Мы отправились в Страну чудес / We Went to Wonderland
Реж. — Го Сяолу / Guo Xiaolu
Китай — Великобритания, 2008

Кто боится Кэти Экер / Who Is Afraid of Kathy Acker
Реж. — Барбара Каспар / Barbara Caspar
Австрия — Германия, 2008

Мировая революция / Worldrevolution (Weltrevolution)
Реж. — Клаус Хундсбихлер / Klaus Hundsbichler
Австрия, 2008

57000 км между нами / 57000 KM Between Us (57000 KM entre nous)
Реж. — Дельфин Крётер / Delphine Kreuter
Франция, 2007

Барабанная дробь / Drumbeat (Tambolista)
Реж. — Адольфо Аликс-младший / Adolfo Alix Jr.
Филиппины, 2007

Желудок / Estômago — A Gastronomic Story (Estômago)
Реж. — Маркуш Жоржи / Marcos Jorge
Бразилия — Италия, 2007

Фантастические парасамоубийства / Fantastic Parasuicides (Fantastic ja-sal-so-dong)
Реж. — Пак Су-ян, Чхо Чхан-хо, Ким Сун-хо / Park Soo-young, Cho Chang-ho, Kim Sung-ho
Южная Корея, 2007

Girl Sparks
Реж. — Исии Юя / Ishii Yuya
Япония, 2007

Л... как любовь / L... Like Love (L... kot ljubezen)
Реж. — Яня Глоговач / Janja Glogovac
Словения — Чехия — Австрия — Сербия, 2007

Мамин мужчина / Momma's Man
Реж. — Азейзел Джейкобз / Azazel Jacobs
США, 2008

Железнодорожный переезд / Rail Road Crossing (Pas a nivell)
Реж. — Пере Вила / Pere Vilà
Испания, 2007

Бунтарь: любовь Дзиро / Rebel, Jiro's Love (Hangyaku Jiro no koi)
Реж. — Исии Юя / Ishii Yuya
Япония, 2006

Семь воскресений на наделе / Seven Days Sunday (Sieben Tage Sonntag)
Реж. — Нильс Лауперт / Niels Laupert
Германия, 2007

Тихие орангутаны / Still Orangutans (Ainda orangotangos)
Реж. — Гуштаву Сполидору / Gustavo Spolidoro
Бразилия, 2007

Что же я сделал не так?! / What on Earth Have I Done Wrong?!
Реж. — Ню Чэнь-цзэр / Niu Chen-zer
Тайвань, 2007

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

881
Реж. — Ройстон Тан / Royston Tan
Сингапур — Япония, 2007

Голожопая Япония / Bare-assed Japan (Mukidashi Nippon)
Реж. — Исии Юя / Ishii Yuya
Япония, 2006

Упавшие с Земли / Falling from Earth
Реж. — Зенеддин Шади / Zeneddine Chadi
Ливан — Франция, 2008

Этот наш мир / This World of Ours (Oretachi no sekai)
Реж. — Накадзима Рё / Nakajima Ryo
Япония, 2007

Время и место

Захватывающая, завораживающая, удивляющая, смешная, поучительная, трогательная и, безусловно, полная решимости: — программа "Время и место" представляет фильмы со всех уголков света, где общественная решимость создателей видна с самых разных сторон. Аудитория отправляется в путешествие — не только по странным местам, но и по иным культурам и идеям. Эти фильмы показывают, как глобальные перемены влияют на частные истории, образ жизни и наш образ видения.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

2KM2 — A Square View (2KM2 — het heden van de stad)
Реж. — Карел ван Хес и Андре ван дер Хаут / Carel van Hees & André van der Hout
Нидерланды, 2008

Абсурд и абсурдность / Absurd and Absurdity (Adep akhlak)
Реж. — Марат Алыкулов / Marat Alykulov
Киргизия, 2008

Африка, объединяйся / Africa Unite
Реж. — Стефани Блэк / Stephanie Black
США — Ямайка, 2008

Конец / The End
Реж. — Никола Коллин / Nicola Collins
США, 2008

Конец линии / End of the Line (Fim da linha)
Реж. — Гуштаву Штайнберг / Gustavo Steinberg
Бразилия, 2008

Золотой век рыбы / The Golden Age of Fish
Реж. — Кевин Джером Эверсон / Kevin Jerome Everson
США, 2008

Хоакин Сабина — 19 дней и 500 ночей / Joaquín Sabina — 19 Days and 500 Nights (Joaquín Sabina — 19 días y 500 noches)
Реж. — Рамон Гилинг / Ramón Gieling
Нидерланды — Испания, 2008

Потерянная колония / The Lost Colony (De verloren kolonie)
Реж. — Астрид Буссинк / Astrid Bussink
Нидерланды, 2008

Спичка / The Match (De match)
Реж. — Кес Хин / Kees Hin
Нидерланды, 2008

Мегуми / Megumi
Реж. — Мирьям ван Велен / Mirjam van Veelen
Нидерланды — Япония, 2008

Мужская группа / Men's Group
Реж. — Майкл Джой / Michael Joy
Австралия, 2008

Мой Марлон и Брандо / My Marlon and Brando (Gitmek)
Реж. — Хюсейин Карабей / Hüseyin Karabey
Турция — Нидерланды — Великобритания, 2008

Терять нечего / Nothing to Lose (TBS)
Реж. — Питер Куэйперс / Pieter Kuijpers
Нидерланды, 2008

Похожие на знаменитостей / The Reinactors
Реж. — Дэвид Дж. Марки / David J. Markey
США, 2008

Представление / The Revue (Predstavlenie)
Реж. — Сергей Лозница / Sergei Loznitsa
Германия — Россия — Украина, 2008

Война, любовь, бог и безумие / War, Love, God & Madness
Реж. — Мохамед Аль-Дараджи / Mohamed Al-Daradji
Ирак — Великобритания, 2008

Зимбабве / Zimbabwe
Реж. — Даррелл Джеймс Рудт / Darrell James Roodt
Южная Африка — Зимбабве, 2008

Красивая страна / Biùtiful cauntri
Реж. — Эсмеральда Калабрия, Андреа Д'Амброзио, Пеппе Руджеро / Esmeralda Calabria, Andrea D'Ambrosio, Peppe Ruggiero
Италия, 2007

Существование / The Existence (Istnienie)
Реж. — Марцин Кошалька / Marcin Koszalka
Польша, 2007

Сердце — темный лес / The Heart Is a Dark Forest (Das Herz ist ein dunkler Wald)
Реж. — Николетте Кребиц / Nicolette Krebitz
Германия, 2007

Здравствуй, незнакомец / Hello, Stranger (Chereum mannan saramdeul)
Реж. — Ким Дон-Хин / Kim Dong-Hyun
Южная Корея, 2007

Самозванец, которого не было / The Imposter Who Wasn't (Mithya)
Реж. — Раджат Капур / Rajat Kapoor
Индия, 2007

Трудно быть хорошим / It's Hard to Be Nice (Tesko je biti fin)
Реж. — Срджан Вулетич / Srdjan Vuletic
Босния и Герцеговина — Германия — Великобритания — Сербия — Черногория — Словения, 2007

Мусорные фильмы: собрание шокирующих документальных фильмов Цурисаки Киётаки / Junk Films: The Collected Short Shockumentaries of Tsurisaki Kiyotaka
Реж. — Цурисаки Киётака / Tsurisaki Kiyotaka
Япония, 2007

Жизненный путь / Life Track (Gue-do)
Реж. — Цзин Гуан Хао / Jin Guang Hao
Китай — Южная Корея, 2007

Рассказ слушателя / Listener's Tale
Реж. — Аргуя Басу / Arghya Basu
Индия, 2007

Один из нас не может ошибаться / One of Us Cannot Be Wrong (Uno de los dos no puede estar equivocado)
Реж. — Пабло Льорка / Pablo Llorca
Испания, 2007

Standing Up
Реж. — Вайсе Азими / Waise Azimi
Афганистан, 2006

Дикий бык / The Wild Bull (Valu)
Реж. — Умеш Винаяк Кулкарни / Umesh Vinayak Kulkarni
Индия, 2007

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

Сожженные сердца / Burned Hearts (Al quoloub al mouhtariqua)
Реж. — Ахмед Эль-Маануни / Ahmed El Maanouni
Марокко, 2007

Марго на свадьбе / Margot at the Wedding
Реж. — Ноа Бомбак / Noah Baumbach
США, 2007

Марракеш, иншаллах / Marrakech Inshallah
Реж. — Стеффен Фискер Пирс и Кристиан Пирс / Steffen Fisker Pierce & Christian Pierce
США — Марокко, 2006

Ничего личного / Nothing Personal (Nichego lichnogo)
Реж. — Лариса Садилова / Larisa Sadilova
Россия, 2007

Час пик / L'ora di punta
Реж. — Винченцо Марра / Vincenzo Marra
Италия, 2007

За рамками / Out of Coverage (Kharej altagtia)
Реж. — Абдуллатиф Абдулхамид / Abdullatif Abdulhamid
Сирия, 2007

Начать жизнь заново / Recycle
Реж. — Махмуд аль-Массад / Mahmoud al Massad
Нидерланды — США — Иордания — Германия — Испания — Швейцария — Франция, 2007

Незаконченное небо / Unfinished Sky
Реж. — Питер Данкан / Peter Duncan
Австралия, 2007

Незаконченные истории / Unfinished Stories
Реж. — Пурия Азарбайджани / Pourya Azarbayjani
Иран

Где теперь этот дом ? / Where Is That Home Now? (Welche Richtung geht's nach Hause?)
Реж. — Анна Хоффман / Anna Hoffmann
Казахстан — Германия, 2007

Короли и асы



Подобно тому, как сразу узнаются подсолнечник Ван Гога или песни Боба Дилана, есть и фильмы, которые несут безошибочный личный знак их создателя. Они представлены в программе "Короли и асы".

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

На первый взгляд / A prima vista
Реж. — Михаэль Пильц / Michael Pilz
Австрия, 2008

Здесь / Over Here
Реж. — Джон Джост / Jon Jost
США, 2008

Солнце и луна / The Sun and the Moon
Реж. — Стивен Двоскин / Stephen Dwoskin
Великобритания, 2008

Листья тика в храмах / Teak Leaves at the Temples
Реж. — Гарин Нугрохо / Garin Nugroho
Индонезия, 2008

Собственная смерть / Own Death (Sajat halal)
Реж. — Петер Форгач / Péter Forgács
Венгрия, 2007

Моя мать: поиски начались в Риге / Two Mothers — The Search Began in Riga (Meine Mütter — Spurensuche in Riga)
Реж. — Роза Фон Праунхайм / Rosa Von Praunheim
Германия, 2007

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

Фотографии в городе Сильвии / Unas fotos en la ciudad de Sylvia
Реж. — Хосе Луис Герин / José Luis Guerín
Испания

Роттердамские сумерки


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

Искусная опасность / Able Danger
Реж. — Пол Крик / Paul Krik
США, 2008

Впусти меня / Let the Right One In
Реж. — Томас Альфредсон / Tomas Alfredson
Швеция, 2008

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

Яблочное семечко: из машины / Appleseed: Ex Machina (Appleseed saga: Ex Machina)
Реж. — Арамаки Синдзи / Aramaki Shinji
Япония, 2007

В центре внимания кинорежиссер: Светлана Проскурина

Лучшее время года / The Best of Times (Luchshee vremya goda)
Реж. — Светлана Проскурина / Svetlana Proskurina
Россия, 2008
Международная премьера

Взрывающееся кино: новые гостиницы "Дракон"

37-й Роттердамский международный кинофестиваль обращает пристальное внимание на "Свободных радикалов" — необычных режиссеров и художников, которые энергично отстаивают собственный путь.

Подчеркивая место "Свободных радикалов", кинофестиваль показывает, как те пионеры, кто позволил себе черпать вдохновение из разных сфер, становятся вновь актуальны для следующего поколения аудиовизуальных еретиков.

"Свободные радикалы" — это не только химический термин, но и личный, живой фильм 1958 г., созданный бескомпромиссным пионером анимации Лен Лайем.

Поразительно, как некоторые мастера не стремятся к техническому совершенству, но сознательно ищут грубое качество. Они предпочитают создавать первобытные, но чистые самостоятельные работы, а не втискиваться в смирительную рубашку аудиовизуальной индустрии.

Роттердамские художественные институты и кинофестиваль сотрудничают в программе "Взрывающееся кино". Мы совместно призываем каждого фестивального зрителя радикально расширить взгляд на сегодняшнюю кинокультуру.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

Сырая нефть / Crude Oil (Cai you ri ji)
Реж. — Ван Бин / Wang Bing
Китай, 2008

Нирвана / Nirvana (Niepan)
Реж. — Ян Хэн / Yang Heng
Китай, 2007


ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

Единственный ребенок: вверх, вниз, вперед, назад, направо и налево / Only Child, Upward, Downward, Forward, Backward, Rightward and Leftward (Du sheng zi)
Реж. — Цуй Цзы-эн / Cui Zi'en
Китай, 2007


The Truth Be Told: The Cases Against Supinya Klangnarong
Реж. — Пимпака Товира / Pimpaka Towira
Таиланд, 2007

Возвращенное кино

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

Полупустой и наполовину полный / Half Empty or Half Full (Hanshin hangi)
Реж. — Такэфудзи Каё / Takefuji Kayo
Япония, 2007

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ

Место в кино / A Place in the Cinema (Un lugar en el cine)
Реж. — Альберто Мораис / Alberto Morais
Испания, 2007

Трамбо / Trumbo
Реж. — Питер Аскин / Peter Askin
США, 2007

Свежий взгляд на историю кино, в особенности на менее известные, еще плохо изученные эпизоды этой истории. Программа старых фильмов, актуальных сегодня, и новых документальных или художественных фильмов, которые ныряют в богатую историю кино.

Нынешнее "издание" "Возвращенного кино" включает тематический раздел "Новое открытие Четвертого поколения", который курирует отборщик Ванкуверского международного кинофестиваля и знаток китайского кино Шелли Крайсер в сотрудничестве с отборщиком Роттердамского кинофестиваля Гервином Тамсма.

Китайские кинематографисты Четвертого поколения получили образование в шестидесятых, но их судьбы сломала Культурная революция (1966-1976), когда кинопроизводство почти прекратилось. После 1976 г. такие режиссеры как Си Фей, Вендзи Тень и Чжан Нуанксинь — в 1960-х им было лет по 25 — ухватились за возможность снимать фильмы. Но они не наследовали Третьему поколению (1949-1966), давшему китайскому кино его соцреалистическое лицо; впоследствии их целиком furthermore, they were completely Пятое поколение, завоевавшее международный успехом фильмами таких мастеров, как Чен Кайге и Чжан Имоу. Почти все фильмы Четвертого поколения 1978-1989 гг. представляют собой внутренний комментарий на тему морального и культурного разорения Культурной революции, в ходе которой китайский народ оказался подчинен законам перманентного социалистического перевоспитания. Фильмы Четвертого поколения уникальны соединением художественных новшеств с вниманием к человеческим ценностям.

Второй тематический раздел "Возвращенного кино" "- "Единственное произведение" — курирует отборщик фестиваля Эдвин Карелс: это серия из примерно двенадцати полно- и короткометражных фильмов, снятых творцами, которые никогда больше не занимались кино. Тем не менее, все эти фильмы были замечены и оказали серьезное влияние на искусство. Ожидается, что в этот раздел войдут в т.ч. "Правдивые истории" Дэвида Бирна (США, 1986), "Убийцы медового месяца" Леонарда Кастла (США, 1970), "Потерянный" Петера Лорре (Германия, 1951) и короткометражный фильм "Песня любви" Жана Жене (Франция, 1950).

Новое открытие Четвертого поколения

В 1978 г. китайское кино, как и вся страна, выздоравливало после десятилетнего кошмара. Маоистские хунвэйбины, порожденные обновленным радикализмом Председателя Мао и поддержанные ультралевой фракцией Коммунистической партии Китая (обычно связываемой с Цзян Цин и т.н. Бандой четырех), погрузили страну в смятение и жестокий хаос. Великая пролетарская культурная революция (1966-1976) вторглась и разрушила все социальные и культурные институты китайского общества, включая кино, которое подвергалось особому контролю с самого основания Народной республики как потенциально наиболее мощное пропагандистское средство. Это десятилетие началось с полного прекращения кинопродукции. Когда в 1970-е гг. кино вновь стали снимать, оно было ограничено только наиболее радикальными, маоистскими, "красными" работами: это были фильмы, основанные на революционных образцовых операх (янбаньси), такие как "Красный фонарь" (Чен Инь, 1970) и "Стратегический захват Тигровой горы" (Си Тили, 1970).

Карьеры поколения режиссеров, закончивших Пекинскую киноакадемию в начале 1960-х гг., прямо перед началом Культурной революции, были жестоко прерваны. Большинство из них были направлены в деревни на "перевоспитание" как представители молодой интеллигенции. Им удалось начать снимать кино лишь тогда, когда радикализм КНР начал уходить в прошлое.

Сегодня этих режиссеров зовут "Четвертым поколением". Так их назвали, чтобы отличить от "Третьего поколения", снимавшего фильмы в течение "17-летнего периода" (1949-1966) после Освобождения (среди фильмов: "Женщина-баскетболистка под номером 5" Си Дзиня, 1957, и "Ранняя весна в феврале" Си Тили, 1963), и прославленного "Пятого поколения" (включающего Чжана Имоу, Чен Кайге и Тяня Чжуанчжуана), чье профессиональное образование началось уже после Культурной революции и чьи фильмы начали появляться в Китае после 1983 г.. На самом деле, термин "Четвертое поколение" был изобретен ретроспективно после того, как понадобилось понятие, чтобы обозначить расцветавшее "Пятое поколение".

Двойной неудачей Четвертого поколения оказалось то, что его пришлось втиснуться между сперва политическим, а затем эстетическим . Жестокий десятилетний перерыв в их карьерах означал, что большинству было хорошо за 30, когда они сняли свои дебютные фильмы. А настоящий взрыв фильмов Пятого поколения на мировой сцене после выхода "Желтой земли" Чен Кайге в 1984 г. очаровал мировое киновоображение, оставив этим режиссерам только семь лет на развитие своего собственного места в пространстве культуры и кино.

Это привело к их относительной безвестности на Западе, что обусловлено лишь внешними обстоятельствами и никак не соответствует их художественным достижениям. Мы представляем ретроспективу двенадцати фильмов Четвертого поколения на Роттердамском международном кинофестивале как вклад в преодоление разрыва между масштабом их достижений и слабостью их воздействия.

Ведущие режиссеры Четвертого поколения Ву Тянминь, Ву Игон, Хуан Шуцин, Си Фей, Тен Вендзи, Чжан Нуанксинь и Ян Яндзинь прорвались к работе в конце 1970-х гг., открыв период мощного культурного оздоровления, который сочетал невиданный свободный дух художественных экспериментов с феноменально широкой народной популярностью. После десятилетней засухи китайская аудитория жаждала собственных развлекательных фильмов (албанского и индийского импорта было недостаточно), которые были бы чем-то большим, нежели агитки эпохи Банды четырех. А эти молодые режиссеры мечтали о работе. Более того, китайское общество, пройдя через невиданные культурные и политические катаклизмы, раны от которых были еще свежи и не залечены, срочно нуждалось в произведениях искусства, чтобы понять, что же с ним произошло. Эти фильмы несли определенную миссию: найти пути осмысления травмы Культурной революции, утешить миллионы выживших жертв, указать иные системы ценностей, которые могли бы заполнить социальный/политический/культурный вакуум, оставленный десятилетием разрушения. Все это происходило в рамках сложной, высоко контролируемой политической системы, где цензура ставила жесткие, но постоянно менявшиеся границы, то поощряя режиссеров экспериментировать в условиях свободы, которой никогда не было в КНР, то осаживая наиболее развитые, смелые вызовы культурной (а порой в скрытой форме и политической) власти. Этот танец, одновременно открытый и враждебный, продолжается до сих пор.

Эта ретроспектива сосредоточена на первом десятилетии Четвертого поколения, с 1978 по 1989 гг., когда было создано большинство его самых смелых произведений. Эти две даты ясно охватывают один из наиболее культурно открытых и плодотворных периодов новейшей истории Китая: его начало обозначено осуждением Культурной революции и началом экономической модернизации Дэн Сяопина, а конец — политическими и культурными заморозками, которые последовали за протестным выступлением на площади Тянанмэнь в июне 1989 г. и его жестоким подавлением. Хотя многие из этих режиссеров продолжали работать в 1990-е гг., а некоторые, как Тен Вендзи и Ву Тянминь, активны и сегодня, их произведения после 1990 г. двигались в направлении двух основных жанров китайской кинопродукции. С одной стороны, фильмы "жухуанлю" (правительственная студийная пропаганда), с другой стороны, культурно "респектабельные" коммерческие работы, несущие своего рода престижное значение для китайской аудитории и киноиндустрии и аккуратно подходящие заморским зрителям, вписывающиеся в торговую нишу той "китайщины", что заполняет уважаемые кинотеатры иностранных фильмов.

Отбор наиболее важных произведений этого периода раскрывает несколько общих тем и тенденций. Как можно ожидать, они все одержимы — скрыто или явно — Культурной революцией. Так возникает альтернативная политическая и философская точка зрения. Твердокаменный маоизм умер. В целом фильмы воспринимали универсалистский гуманизм, негласно отстраняясь от господствовавшей тогда политической линии на "социализм с китайскими чертами", что на практике означало капитализм на всю катушку при сохранении политической монополии Китайской коммунистической партии. Гуманизм, индивидуализм и социальный либерализм — вот идейные инструменты кинооппозиции десятилетия, сохранившие ее в хрупкой и сложной системе баланса, противостояния и сотрудничества с политической властью. Эстетически фильмы демонстрируют навеянный европейской и советской школой профессионализм, итог кинематографического образования. Студенты Пекинской киноакадемии, эти режиссеры стали первым поколением китайских кинематографистов, которое получило глубоко профессиональное мастерское образование, которое включало интенсивный просмотр европейских и особенно советских фильмов 1960-х гг.

Энергия и настойчивость, открывшие эту творческую эпоху в китайском кино, выросли в поразительный эксперимент популярного кино. Основные произведения Четвертого поколения искали и находили широкую восторженную публику — в отличие от хорошо известных на Западе фильмов Пятого поколения, они были популярны в народе. Но эти популярные фильмы использовали языки "художественного кино", прибегая к базеновскому неореализму, годаровским экспериментам, символическим структурам Тарковского или постструктуралистской самореференциальности. Порой они неразборчиво воспринимали сразу несколько языков, смешивая с огромным эффектом антинарративные и альтер-нарративные стратегии — и все в контекста популярного, народного кино. Если теоретически результат звучит странно и противоречиво, на практике это направление в лучших образцах оборачивается торжествующим беззастенчивым слиянием популярных жанров с художественно смелой методологией и авангардными структурой и стилем.

Их энергия и смелость заложили семена дальнейших новшеств, которые следующие поколения китайских режиссеров будут экспортировать в остальной мир. Но одновременно в этих произведениях чувствуются ограничения, в рамках которых работали режиссеры. Итоговый баланс виден в работах захватывающе сложным и совершенно уникальным образом. Смесь искусства и популярного развлечения, возникшая в этих сложных условиях, оставило наследие, до сих пор не осмысленное ни в Китае, ни на Западе, требующее, чтобы его изучали и им наслаждались. Надеемся, что наше вторичное представление Четвертого поколения западной публике может начать этот процесс.

Шелли Крайсер, Пекин, декабрь 2007

ФИЛЬМЫ НА ФЕСТИВАЛЕ:

"Взволнованный смех", Янь Яндзинь, Ден Иминь, 1979, 90 мин.
Абсурдистская политическая мелодрама с экспериментальными блестками.

"Маленький цветок", Хуань Дзяньчжон, Жань Жень, 1979, 105 мин.
Доходящий до предельного напряжения, смешивающий мелодраму, историю любви и военный эпос, "Маленький цветок" — это действительно большое кино во всех смыслах.

"Вечерний дождь", Ву Игон, Ву Йонган, 1980, 80 мин.
Ву Игон превращает политический протест в лирическую поэзию в этом сказе о поэте Циньси, пойманном хунвэйбинами Культурной революции.

"Аллея", Янь Яндзинь, 1981, 100 мин.
Приводящая в замешательство пьяняшая атака на повествовательное кино и политически подавляющие господствующие нарративы.

"Река без буйков", Ву Тянминь, 1983, 89 мин.
Напряженная, грубая, мощно телесная история о трех выживших людях, которые плывут на деревянном плоте мимо деревень, охваченных политическим насилием.

"Мои воспоминания о старом Пекине", Ву Игон, 1983, 89 мин.
Один из величайших фильмов китайского кино, этот лирический шедевр воссоздает Пекин 1920-х гг. глазами необычно умного молодого человека.

"Черный снег", Си Фей, 1984, 99 мин.
Городское отчуждение и отчаяние сопутствуют этой мрачной, политически смелой истории об освободившемся заключенном, кому некуда возращаться (в его роли — великий китайский актер Дзянь Вен).

"На пляже", Тень Вендзи, 1984, 108 мин.
Скрытый шедевр: с одной стороны, сельская элегия, с другой — городская история любви, смешанные воедино в монтажерском подвиге.

"Знаменитость узкой улочки", Конь Лянвен, 1985, 86 мин.
Блестящий, исполненный черного юмора сценарий и тонкий комический гений звезды Жу Ксу делают этот фильм одной из лучших трагикомедий китайского кино после 1949 г.

"В диких горах", Ян Хуешу, 1985, 105 мин.
Две плохо подходящие друг другу крестьянские семейные пары переживают сексуальные и социальные перемены в Китае 1980-х гг.

"Пожертвованная молодость", Чжан Нуанксинь, 1985, 92 мин.
Лирическая, мягко эротичная драма о взрослении молодой китаянки, сосланной в далекую юго-западную деревушку.

"Женщина Демон Человек", Хуан Шуцин, 1987, 106 мин.
Мощная, необычная история оперной актрисы, исполняющей роль Чжон Куи — мужского бога подземного мира.


В центре внимания художник: Камерон Джейми

В фокусе — Камерон Джейми (Лос-Анжелес, род. в 1969), один из самых непредсказуемых видеохудожников сегодняшнего дня. Джейми исследует и документирует фольклорные традиции и новые формы культуры, которые возникают на границах нашей цивилизации. Для своей цели он использует разные средства: от кино, рисунков, фотографий и перформансов до трехмерных работ. В его фильмах можно увидеть борцовские турниры, устраиваемые во дворах американскими подростками, или превращение домов в Хэллоуинские пристанища привидений. В ходе Роттердамского международного кинофестиваля американская рок/метал-группа "Melvins" будет живьем играть саундтрек трех фильмов Джейми, а японский гитарист Хайно Кейдзи исполнит саундтрек его последнего фильма "Йо".



Сайт управляется системой uCoz