Нефть и боржоми: объявлены победители "Visions du Reel"
В швейцарском Нионе завершился 11-й фестиваль документального кино "Visions du Reel". Гран-при и всеобщие симпатии достались комедии "Дракон в чистых водах Кавказа" — о любителях бескорыстно поскандалить.
Поэтичное название фильма Нино Киртадзе не должно вводить в заблуждение: романтики в "Драконе в чистых водах Кавказа" меньше всего. Главный герой истории, оцененной жюри "Visions du Reel" в 15 тысяч франков,— пересекающий территорию Турции, Азербайджана и Грузии нефтепровод. Согласно проекту, очередной его участок должен быть проложен в долине Боржоми. Но вот незадача — спокойно копать землю и класть трубы рабочим мешают строптивые местные жители. На борьбу с враждебным американским капиталом поднялось все население деревни, уверенное, что нефтепровод изгадит им питьевую воду. Сварливые тетки и испитые старики таскают представителей нефтяной компании по судам и без устали требуют — но чего, сказать толком не могут.
Ждать от сельчан четко сформулированных претензий — ошибка как со стороны зашуганного американского менеджмента, так и зрителя. Необыкновенно энергичные деревенские жители протестуют против строительства немотивированно и шумно, и за всеми криками истинная роль нефтепровода становится ясна не сразу. Что бы там на самом деле ни происходило с водой (гарантий чистоты которой, как честно признался американец, современная наука дать не может), нефтепровод нужен деревне в качестве возмутителя спокойствия, повода хоть ненадолго проснуться от многолетней спячки. Сельские старики вмиг помолодели от одной перспективы борьбы против строительства. Борьбы больше на словах, чем на деле. Собственно, главное удовольствие, которое смакуется на кухнях и во дворах за бесконечными перекурами,— это сама возможность "быть против". В иностранцах их больше всего раздражает стремление быстро разрулить ситуацию, а не мусолить скандал. Столь чуждая грузинам рациональность в конце концов все же побеждает в фильме (понурившись, жители соглашаются на денежную компенсацию недоказанного ущерба), но не в жизни: комедия госпожи Киртадзе неожиданно обошла многих конкурентов.
Одним из них были "Замороженные ангелы" Эрика Блэка и Фрауке Сантиг с признаниями суррогатных матерей в отсутствии особых чувств к вынашиваемым детям и экскурсиями в Калифорнийский банк спермы, среди клиенток которого особой популярностью пользуются гены голубоглазых блондинов. По-американски правильный фильм об этических проблемах искусственного оплодотворения не взял главных наград, но получил приз публики Ниона и утешительные 5 тысяч франков от местных властей. "Резня" Моники Бергман, Локмана Слима и Германна Тайссена попала в число победителей без особых неожиданностей: фильмы, исследующие механизм превращения человека в зверя, на "Visions du Reel" традиционно популярны. Уступив гран-при "Дракону в чистых водах Кавказа", состоящая из интервью убийц "Резня" получила приз от спонсоров и 10 тысяч франков.
Пожалуй, самым большим сюрпризом на одиннадцатом по счету кинофестивале в Нионе было награждение "Москачки" Аннет Шутце. Медитативный, сонный до полного оцепенения фильм без сюжетного конфликта и самого сюжета как такового выглядел белой вороной на фоне остальных работ. Возможно, эта непохожесть и принципиальная "безыдейность" работы госпожи Шутце, весь фильм с оператором Александром Гребневым просто наблюдающей за жизнью убогого рижского квартала, "Москачке" и сослужила добрую службу. Длинный фильм ни о чем получил специальный приз от жюри фестиваля и репутацию странного кино, с которого долго рвешься уйти, остаешься в зале из лени и потом ни разу об этом не жалеешь.