Венеция отвернулась от зданий
Венецианская биеннале переизбрала своего президента — им стал Паоло Баратта. Институция, которая была в этом году парализована интригами вокруг этого бюрократического поста, вновь начала функционировать.
Новый директор биеннале назвал кураторов по областям. Как мы и предполагали, куратором венецианского кинофеста стал Марко Мюллер. Неожиданностью стало назначение куратора архитектурной биеннале — им стал Аарон Бецки.
Венецианская биеннале — самоуправляемая институция, состоящая из пяти отдельных культурных событий: кинофестиваля, художественной и архитектурной биеннале, театрального фестиваля и фестиваля балета. Из них важными являются первые три, театральный и балетный фестивали не имеют мирового значения. Во главе этой институции стоит президент, и его назначение — сложная процедура, в которой участвуют деятели культуры и бизнеса, входящие в совет биеннале, городские власти Венеции и министерство культуры Италии. Паоло Баратта возглавляет биеннале уже более 20 лет, и в прошлом году его решили сменить.
Для этого были свои основания. Президент биеннале — фигура не слишком открытая, его единственное публичное действие — это выбор кураторов по областям, причем процедура этого выбора непрозрачна. Поэтому охарактеризовать политику президента биеннале трудно. Тем не менее его длительное правление показывает известные приоритеты. Он политик консервативный, не склонный к переменам. Как были главными для Венеции кинофест, художественная и архитектурная выставки, так и остались — театральная и танцевальная биеннале остались маргинальными событиями. Но и у главных событий за 20 лет появилось множество конкурентов — и кинофесты, и архитектурные и художественные биеннале. Однако Венеция на это не отреагировала. В культурном отношении она теряет свои позиции, и хотя это не слишком важно для города, рассматривающего биеннале прежде всего как приложение к туризму, для деятелей культуры это важно.
Но за прошлый год найти фигуру, альтернативную господину Баратте, которая устроила бы всех заинтересованных лиц, по-видимому, так и не удалось, и на прошлой неделе его полномочия были продлены на неопределенный срок. Сразу же вслед за своим назначением он назвал имена четырех из пяти кураторов областей. Маурицио Скаппаро стал куратором театральной биеннале, а Исмаэль Иво возглавил Биеннале де ла Данс. Главой Венецианского кинофестиваля стал Марко Мюллер, а архитектурную биеннале в этом году возглавит Аарон Бецки.
Марко Мюллер, вновь утвержденный директором Венецианского кинофестиваля, пришел на эту должность четыре года назад в результате очередного кризиса, потрясшего биеннале. Господин Мюллер родился в Риме, он полуитальянец-полушвейцарец, а в его матери смешались итальянская, греческая и бразильская кровь. Китаист, знаток редких китайских диалектов, культуры, кинематографа, кухни, один из пионеров внедрения моды на китайское кино в Европе. Он великолепно ориентируется в российском кинематографе, автор многих работ по истории кино. В его послужном списке — руководство фестивалями в Пезаро (Италия), Роттердаме (Голландия) и Локарно (Швейцария). Марко Мюллер удачно сочетает фестивальную деятельность с продюсированием международных кинопроектов, в частности, был сопродюсером фильма "Солнце" Александра Сокурова. На посту директора Венецианского фестиваля он успел себя проявить не только как опытный арт-куратор, но и как умелый политик, способный противостоять кафкианским хитросплетениям итальянской бюрократии. Однако его требования о начале строительства нового фестивального дворца и организации кинорынка пока остаются невыполненными.
Что касается Аарона Бецки, то это весьма радикальный архитектурный критик, который в настоящий момент является куратором Художественного музея в Цинциннати. До 2006 года он работал в Нидерландском архитектурном институте (NAI) и основал собственную архитектурную биеннале в Роттердаме (которая, впрочем, пока еще не успела набрать должных оборотов). Его назначение — известная неожиданность, и вот почему.
Изначально Венецианская архитектурная биеннале была придумана как инструмент утверждения итальянской архитектуры и дизайна, и так было, когда ее последовательно возглавляли Витторио Греготти, Паоло Портогези и Альдо Росси. Однако с начала 1990-х годов кураторы стали иностранными, значение собственно итальянской составляющей биеннале постепенно свелось к нулю, а сама выставка превратилась прежде всего в место промоушна главных архитектурных звезд последнего двадцатилетия — Нормана Фостера, Рема Колхаса, Жана Нувеля, Фрэнка Гери, Захи Хадид, Даниэля Либескинда и т. д. Все это люди более чем состоятельные, и не вполне понятно, почему их мировой пиар должен осуществляться на итальянские деньги. Попытки выдвинуть собственных итальянских звезд не удались — Ренцо Пьяно, самый известный сегодня итальянский архитектор, никогда не принимал в биеннале серьезного участия, а Массимилиано Фуксас, назначенный куратором биеннале в 2000 году, не нашел общего языка с Бараттой. Итальянские архитекторы постоянно настаивают на изменении политики биеннале, и в этом году даже раздавались призывы вновь обратиться к Витторио Греготти, которому уже под восемьдесят. Но вместо итальянца появился Аарон Бецки.
Аарон Бецки уже обнародовал тему биеннале. Она звучит достаточно экзотично: "Не там. Архитектура кроме зданий". В своем кураторском послании господин Бецки объясняет, что сами постройки, по его мнению, это "могилы архитектуры", подлинная архитектурная жизнь располагается "не там", а в стороне от строительства — в фактах ландшафта, среды, в мелькании неупорядоченного визуального ряда и т. д.
Такая тема неожиданна для архитектурной выставки, но вместе с тем и предсказуема. "Архитектура кроме зданий" — это территория, на которой архитекторы чувствуют себя достаточно неуверенно, поскольку вроде как должны ею заниматься, но не занимаются. А для куратора, напротив, это очень сильная позиция. Здесь нет табели о рангах, нет профессиональных навыков, здесь все определяет он сам, сюда можно продвигать и современное искусство, и любые инсталляции, и молодых неизвестных художников — словом, это очень выигрышное поле. Архитектура в принципе всегда следует за искусством, а в искусстве куратор давно подмял под себя художника и сделался главной фигурой художественного процесса. Очевидно, Бецки делает существенный шаг в том же направлении.
Вместе с тем, размышляя об экспозиции следующей архитектурной биеннале, следует заметить, что Аарон Бецки — критик, известный прежде всего своими монографиями о сегодняшних архитектурных звездах. У него две книги про Заху Хадид, одна — про Эрика ван Эгерата, он написал специальную монографию об архитектурной школе Лос-Анджелеса (прежде всего Фрэнк Гери и Эрик Мосс), он писал об Арате Исодзаки, бюро "Диллер и Скофидио" (весьма радикальные архитекторы, изначально театральные художники и мастера провокационных инсталляций), о Реме Колхасе и т. д. и т. п. Так что, несмотря на "Архитектуру без построек", можно с уверенностью предположить, что все звезды все равно будут показаны в Венеции. Другое дело, что они, возможно, будут несколько присмиревшими, поскольку им придется работать "не там", где они привыкли, а на какой-то непонятной территории.