Вампиры сами себя прокормят
Во вторник, 26 апреля, заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва обнародовал статистику, связанную с финансированием отечественного кино в минувшем году, и сделал неожиданный вывод: российские блокбастеры больше не нуждаются в государственной помощи.
Общий смысл слов Александра Голутвы сводился к следующему: фильмы в стране снимают все чаще, денег они приносят все больше, но общий художественный уровень оставляет желать лучшего. Вот почему в ближайших планах ФАКК — отказаться от финансирования многомиллионных проектов, обреченных на зрительскую любовь, и сосредоточиться на поддержке авторского и дебютного кино.
Цифры, призванные проиллюстрировать железную поступь российского кинематографа, и впрямь впечатляют: вот-вот откроется трехтысячный кинозал; средний бюджет российского фильма приближается к полутора миллионам долларов; количество блокбастеров, кассовые сборы которых составили сумму от двух миллионов долларов и больше, уже перевалило за первую десятку. А к 2010 году прогнозируется производство до 200 фильмов в год — перспектива радужная, но реальная.
Раз уж все вокруг так замечательно, самое время задуматься о смене политики господдержки кинопроизводства. Если раньше любой фильм, снятый с участием бюджетных средств и доведенный до проката, расценивался как приятная неожиданность, то теперь все больше причин начинать вкладывать деньги с разбором. Конечно, механизмы отбора перспективных проектов уже существуют — в виде хотя бы экспертного совета ФАКК, которому в этом году пришлось рассмотреть более четырехсот заявок. Просто надо "поблагодарить талантливых продюсеров Эрнста и Максимова" и сменить приоритеты. Такая необходимость вызвана еще и тем, что общая сумма, которую государство выделяет на игровое кино, впервые за последние годы почти не выросла (1,468 млрд. рублей, всего на 53 миллиона больше, чем в прошлом году), а значит, и количество поддержанных кинопроектов осталось практически неизменным (около 80).
Суммы, которые государство в среднем вкладывает в разные стадии производства фильмов, редко превышают полмиллиона долларов, а в случае блокбастеров (вроде "Ночного дозора" или "Турецкого гамбита") эта цифра сопоставима с расходами на одну лишь рекламную кампанию. Если четко уяснить, что целью государственных вложений в кино является развитие отрасли в целом, а вовсе не экономическая отдача от каких-то конкретных проектов, станет понятно, что распределение средств должно стать более целенаправленным. В случае художественных картин это поддержка детского кино и дебютов молодых режиссеров, развитие некоммерческого проката авторских фильмов в стране и за рубежом, а в более широкой перспективе — продвижение картин реалистичных, затрагивающих современные проблемы (отсутствие такого кино Голутва объяснил "запуганностью чернухой" начала 90-х). Одним из главных препятствий в проведении сбалансированной государственной политики в области кинематографии были названы непрекращающиеся попытки чиновников и депутатов решить все проблемы за счет введения квот на показы российских фильмов: часто эта идея появляется в ответ на просьбы увеличить бюджетное финансирование, а в итоге ни квотирование не вводится, ни дополнительных средств не дают. К тому же, по прогнозам, уже в 2006 году отечественные картины будут собирать до 30% всех денег в прокате.